Кричащие в рупор, или что мешает харьковским чиновникам слышать
Если представить ситуацию в Украине в виде карты, то мы увидим всего два поля – красное - власть и зеленое – общество, а между ними желтой линией СМИ. Как примирить власть и общество? Возможно ли это? Попробуем разобраться.
Украине два года. Так с уверенностью можно сказать, если брать во внимание не развал Советского Союза, а осознание существования страны как таковой обществом.
За это время страна пережила сначала душевный подъем, выйдя на Майдан, потом стресс от первой пролитой крови на нем, а после непреодолимый страх наступающей войны…
Прошло два года. Первые погибшие оплаканы. Война принята как реальность, власть новая. И что теперь?
В некоторых городах по-прежнему продолжаются митинги, активисты, люди выходят под стены городских советов, пишут на официальном сайте Президента различные петиции и даже собираются на вече Евромайдана. Безусловно, не в том количестве, как ранее, но все же…
К примеру, харьковские активисты продолжают конфликтовать с властью, уверяя, что те их «плохо слышат». Правда, психологи говорят, что это не всегда из-за плохой работы властей.
«Мы хотим принимать участие в городских заседаниях, чтобы понимать и контролировать то, как принимается бюджет или решаются важные для города вопросы», - говорят активисты.
Но, попадая на сессию, активистам мало что удается. Зачастую они не досиживают до конца собрания, так ничего и не добившись.
«А многим и не надо ничего добиваться. Они просто показывают, мол, «мы есть». Люди не могут осознать, что Майдан закончился. Того повального выхода на улицу граждан не будет. Пока что. Люди хотят этой эйфории, но не получают ее в обычной жизни», - считают психологи.
Но процент таких «отголосков революции» очень невелик. Все-таки власть дает множество поводов, чтобы люди были недовольны. Объективно оценивая ситуацию в стране, с уверенностью можно сказать, что поменялись лишь действующие лица. А вот схема правления осталась прежней.
Горсовет по-прежнему работает в "закрытом режиме" и не предоставляет отчеты о своей работе. В Харькове сохранили монополию власти. Депутаты единогласно принимают изменения в бюджет, которые предлагает мэр Геннадий Кернес.
Только недавно активистов стали пускать на сессии, чтобы те могли выступить и донести свои идеи до депутатов. Но даже при этом зачастую мэр Харькова Геннадий Кернес в ироничной форме пытается "осадить" выступающих, чтобы у тех не появлялось чувства значимости или какой-либо власти над депутатами.
"Кернес плевать хотел на инициативы всей громады. Он будет проводить свою старую политику, и ничто не повлияет на его результат. Возможно, лишь через пару лет он прислушается к другим советам, но если они не будут идти вразрез его интересам. Вывеска власти города сменилась, а цели и способы - нет", - отмечает политолог Валерий Дудко.
Активисты уверены, пока у власти экземпляры из «старой системы», никакого примирения быть не может. А власть уверена, что активисты просто лезут не в свое дело, поэтому ни о каком примирении, собственно, и говорить не хотят.
Два этих фактора и не дают примириться местной власти с общественностью, поэтому бразды правления в этом направлении взяли областные чиновники. Первые шаги сделал губернатор Харьковщины Игорь Райнин.
«Есть целый ряд активистов, которых Райнин взял к себе в советники. Наши евромайдановцы и патриотические организации достаточно тесно взаимодействуют с ХОГА.
Другое дело, что качество взаимодействия плохое из-за того, что администрация не всегда себя слышит, не только нас, но и саму себя. Больше вопросов не столько к Райнину, а к его подчиненным, которые саботируют его решения. Чиновник - птица гордая - пока не пнешь, не полетит.
Я знаю многих активистов и организаций, и с ними мы тоже сотрудничаем, и если нужен диалог с ХОГА, мы это устраиваем. Случаев, чтобы грубо посылали - не было. Сначала были разногласия с Райниным, когда он только вступил в должность, но потом разобрались и плодотворно работаем. Мы встречаемся и общаемся, координация построена, хоть и не идеальная», - говорит активист Евромайдана Игорь Россоха.
Но, несмотря на это, активисты опять-таки недовольны. Общественники хотят контролировать работу депутатов и влиять на их решения.
"Вся проблема во власти. Она пытается играть по своим правилам, хотя мы готовы на конструктив, предлагаем свои идеи, но мы это делаем не просто, чтобы высказать мысль, а чтобы получить положительный результат, - рассказывает координатор харьковского Евромайдана Владимир Чистилин. - Нас, вроде как, и слышат, но КПД от этого - минимальный. Все нужно решать через выборы, приводить новых людей из народа, чтобы те меняли систему изнутри".
Официальный "крик"
Сам по себе конфликт между гражданскими активистами и властью является природным, ведь конкуренция и недовольство есть везде и всегда. Как бы ни было хорошо - народ будет требовать еще лучшего. Критика должна быть своеобразным "пинком" для более эффективной работы властей. Но для этого необходимо этот «пинок» передавать не через рупор.
"Есть определенные консультативные органы, которые находятся при ХОГА, есть отдельный департамент по взаимодействию с общественными организациями. Мы не можем сделать постоянный "день открытых дверей в обладминистрацию", нужно соблюдать нормы и правила. Излагать свою позицию необходимо на бумаге, а мы уже обязательно отреагируем на любое обращение, - отмечает заместитель председателя облгосадминистарции Юлия Светличная.
Не стоит при этом забывать и про методы активистов. Зачастую, вместо того чтобы донести свои идеи и мысли депутатам на бумаге, им проще "прокричать" это в громкоговоритель под стенами ХОГА. После чего активисты еще и возмущаются тем, что "их не услышали".
"Беззубый тигр"
Немаловажную роль в этих процессах играют и представители "четвертой власти". Ведь СМИ формирует общественное мнение. Правда, в Украине центральные телеканалы в основной своей массе принадлежат представителям той самой власти, с которой нужно ужиться народу.
"В Англии нет такого зазора между государством и обществом. В Украине считается постыдным, когда журналист сотрудничает со спецслужбами, тогда как в Англии представители СМИ и писатели всегда сотрудничали с государством и не стеснялись этого. Сейчас в Украине происходит процесс ферментации, ведь СМИ всегда хотели быть независимыми от государства и выражать голос общественности. Мы свидетели и участники того, найдет ли общество язык и понимание с государством и властью", - отмечает лондонский писатель и журналист Игорь Померанцев.
Померанцев приводит в пример свою страну, где СМИ самоокупаемые, а их владельцы не являются политическими деятелями. И если СМИ ставит на всеобщее обозрение серьезный вопрос, то правительство вынуждено прислушаться. Они должны отвечать и вслух обсуждать эту проблему.
"В Украине СМИ пока бессильны, но это не значит, что не нужно ставить проблемы и не обращаться к обществу, все равно другого пути у СМИ нет, иначе это будет как "беззубый тигр". Мы сейчас свидетели того, что общество требует от государства быть взрослым, зрелым, но политическая элита еще не способна быть взрослой, потому и надо СМИ уметь показывать свои клыки", - отмечает журналист.
Путь примирения
Проблема "несостыковки" общественности с властью довольна простая. Ведь все органы власти - это люди, нанятые на работу народом. И власть создана для того, чтобы комфортно жилось именно народу, а не самим избранникам.
Но на протяжении последних 80-ти лет власть узаконивалась любыми способами, потому народ и оказался "просителем" у власти.
Еще с советских времен любой чиновник, который поднимается на одну "карьерную" ступеньку выше и попадает в новый кабинет, запирает его на несколько замков, чтобы никто не смог к нему попасть и, не дай бог, контролировать его работу.
"Сегодня, чтобы это изменить, нужно менять отношение внутри общества. Чиновник должен понимать, что его наняли, и если он правильно работает - хорошо, "накосячил" - уходи с поста. Именно громада должна определять, кому, где и когда работать. Депутаты слишком быстро забывают об отчетности, хотя они обязаны выходить раз в месяц и говорить - я сделал то и это, и если народ это не устроит, то он будет вправе поменять избранника", - поясняет Дудко.
То есть примирить власть и общественность возможно, лишь сменив эту систему, которая создавалась десятилетиями.
Новая система и будет тем элементом, который соединит народ и депутатов. А пока мы лишь можем наблюдать и при желании участвовать в зарождении нового украинского общества, которое и искоренит систему, ставшую преградой между депутатом и общественником.