Расскажем вам о наиболее популярных схемах обмана клиентов, а также способах защиты, которые помогут избежать неприятной ситуации в будущем.
Информационные услуги вместо реальной квартиры
Обычно схему так называемого предоставления информационных услуг используют риэлторы. Например, вы нашли на сайте или в соцсетях подходящую квартиру. В объявлении указан номер, зачастую – посредника. Вы звоните, чтобы договориться о просмотре квартиры, которая находится на Алексеевке, но вам риэлтор назначает встречу в центре. Это первый повод задуматься, поскольку территориально для просмотра вам подходит район, где находится жилье.
Встречу обычно назначают в офисе. Риэлтор может откровенно любезничать: в красках рассказывать, насколько уютна ваша будущая арендованная квартира, насколько дружелюбны соседи и их собака, насколько вежливы продавцы в магазинах микрорайона и вообще цветы пахнут больше чем в Ботсаду.
После этого вас просят заполнить документы об информационных услугах, которые еще называют «просмотровкой»: якобы этот документ просто свидетельствует о том, что вы увидели квартиру. Если вас все устроило, вы ее арендуете, если нет – то просто уходит, «поручкавшись» с риэлтором. Он может утверждать, что это обычная форма работы и ему она нужна только для того, чтобы отчитаться перед начальством: мол, риэлтор свою работу выполнил, о квартире рассказал, это клиенты попались вредные.
Если вы на этом моменте еще не хлопнете дверью и все же решитесь ознакомиться с пунктами договора, то заметите, что некоторые из них сформулированы очень расплывчато и вызывают множество вопросов. К примеру, тот пункт, что нужно наперед оплатить часть аренды квартиры, которую вам вернут в случае, если жилье вас не устроит. При этом никаких гарантий, что деньги вам действительно вернут, в договоре не прописано.
Как показывает практический опыт некоторых харьковчан, после подписания сомнительного договора клиенту, скорее всего, вручат листик с указанным адресом квартиры, где арендодателя якобы уже ждет хозяин. На деле может оказаться, что квартиру уже снимают, не сдают или же ее вообще не существует. Обычно после этого так называемые «риэлторы» не отвечают на звонки и съезжают с офиса.
Объявления-приманки
Это также популярный способ «развода» клиентов риэлторами. Вы сами находите квартиру на сайте, смотрите фото и решаете договориться о предварительном просмотре. Звоните по указанному номеру и попадаете на риэлтора, который вам говорит, что именно эту квартиру сняли буквально «на днях». И тогда он предлагает вам аналогичные варианты, которые есть в его базе. Или хотя бы пытается предложить.
После вашего отказа будьте готовы, что вам начнут звонить с незнакомых номеров и предлагать услуги риэлтора.
Лайфхак: вы можете предварительно вбить этот номер в интернете и посмотреть по отзывам в соцсетях и на форумах, не указан ли его владелец как мошенник.
Также вы можете проверить данные и контакты человека в базе мошенников и аферистов Украины. Люди, научены горьким опытом, обычно выкладывают контакты мошенников, описывают методы их «работы» и публикуют фото.
Предварительный сговор
Это следующий этап, на котором вы можете и не подозревать о «подставе». Обычно это происходит после того, как вы сами или с помощью риэлтора нашли квартиру, посмотрели и даже подписали договор аренды. При этом вы проверили документы арендодателей, обсудили нюансы оплаты и даже уже перевезли любимые наряды и посуду. Хуже, если вы оплатили не только последний месяц, но и еще несколько.
Но вдруг оказывается, что хозяева могут прийти в квартиру под тем или иным предлогом без предупреждения. Также могут упрекнуть вас в том, что вы повесили свои шторы, вынесли запыленный ковер на балкон или передвинули кровать. В дальнейшем они давят на вас психологически, что вы добровольно решаете съехать – и просите вернуть предоплату. Но тут как раз у вас могут начаться самые большие проблемы, поскольку хозяева могут упрямиться и сказать, что вы им морочите голову и подставляете, поскольку деньги потрачены, к примеру. В такой ситуации лучше обратиться за помощью к юристу.
Это еще одна схема обмана, в которой хозяин может договориться с арендодателем: в квартиру заселяют жителей, а потом всячески пытаются их оттуда выселить. Деньги в таком случае тоже не возвращают под любым предлогом, а риэлтор делает вид, что он впервые об этом слышит и ничем помочь не может.