В далеком 1921 году, настолько далеком, что для многих он сравним с эпохой, скажем, Ивана Грозного, на праздник Петра и Павла в деревне Шубино Борского района Нижегородской области в семье крестьянина Андрея Масленникова родился мальчик. Не долго думая, его назвали в честь апостола Павла. Это обстоятельство, по-видимому, сыграло в жизни Павла Масленникова определенную роль.
Как известно, апостолы ходили в люди и учили заповедям Божьим, в которых отразились мечты об идеальном человеческом обществе: не убий, не укради, полюби ближнего своего. То есть, учили апостолы человечности и доброте.
Так и тезка одного из них стал на тот же путь - учить людей быть людьми. Стал Павел Масленников учителем. Среди всего разнообразия наук он выбрал историю - строгую науку, которая больше других переосмысливает долгий путь человечества к своим идеалам.
Пересказывать биография юбиляра тогда, когда это он может сам, - дело неблагодарное . Слово самому Учителю, одному из немногих представителей этой благороднейшей профессии, удостоенному наивысшей трудовой награды СССР - звания Героя Социалистического Труда.
"В 1937 году закончил обучение в школе – семилетке колхозной молодежи и поступил на шестимесячные курсы по подготовке учителей начальных классов в городе Павлово на Оке, которые открывались при Павловском педагогическом училище. Желание стать учителем сформировалось еще в школьные годы и «виновницей» этого желания была учительница русского языка и литературы Надежда Ивановна Князева, которая смогла не только дать знания по своим предметам, но и привить любовь к учительскому труду всем нам, её ученикам. Хотелось быть во всём похожими на нашу Надежду Ивановну. Получив пропуск в учительскую профессию, я получил назначение на должность заведующего начальной школой в деревне Юрьевец Павловского района, где проработал с 1938 по 1940 год до призыва в ряды Советской Армии.
Эти два года работы в сельской школе особенно запомнились. И ученики (1-4 классы), и их родители относились к учителям с особым уважением, помогали во всём, чем могли, слово учителя высоко ценили, живо откликались на призывы, просьбы и пожелания в нашем общем деле воспитания и обучения детей. Профессия учителя была востребованной и глубоко всеми уважаемой.
В 1940 году был призван в ряды Советской армии и направлен в Московское Краснознамённое пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР (знаменитую "кремлевку" - прим. авт.). В звании лейтенант был отправлен в 332 стрелковую дивизию, формировавшуюся в районе города Иваново из представителей народного ополчения. В октябре 1941 года дивизия, в которой я командовал взводом 1115-го стрелкового полка, была направлена на оборону Москвы, с задачей не пропустить рвавшихся к столице фашистских захватчиков из района Каширы с целью замкнуть кольцо окружения с Востока.
Именно в этот период произошло событие, оказавшее огромное влияние на ход и исход Отечественной войны – я имею в виду Парад войск Красной Армии в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 года, в котором я участвовал составе сводного батальона 1115-го полка. Парад начался ровно в 8.00 выездом на Красную площадь Маршала Советского Союза С. М. Будённого, настроение всех участников парада было радостное, приподнятое - каждый осознавал важность события. Кульминацией парада было выступление И. В. Сталина с трибуны Мавзолея, которое было воспринято как призыв отдать все силы на отпор врагу и его полный разгром. После этой речи пехотные части и бронетехника прошли по Красной площади и направились занять свои огневые позиции с полной уверенностью отстоять Москву и одержать победу над врагом.
В ходе наступательной операции Красной армии, начатой 5 декабря 1941 года, дивизия была выведена из боя и переброшена на Северо-Западный фронт в районе города Осташково. В качестве командира роты я получил приказ из исходного положения на берегу озера Волго зайти в тыл противника и овладеть совместно с другими ротами, наступавшими с фронта, опорным пунктом немцев – селом Большое Лохово. Во время атаки я был тяжело ранен - пулевое ранение в лицо с переломом нижней челюсти,- вынесен из боя и эвакуирован в город Осташково, а затем в город Горький, где четыре месяца длилось лечение.
После госпитального лечения был направлен в 14-ю мотострелковую бригаду на должность старшего адъютанта (начальника штаба) мотострелкового батальона и в этом качестве участвовал в боях в ходе наступления войск Юго-Западного фронта по окружению и уничтожению Сталинградской группировки фашистских войск в излучине Дона. С 19 ноября 1942 года в наступательном пункте Перелазовский командир батальона майор Сикорский был контужен и я был назначен командиром батальона. Особенно жестокий бой произошёл при форсировании Дона и взятии сильно укреплённого города Калач-на-Дону. Смелой и внезапной атакой ночью при включённых фарах и стрельбе из всех видов оружия была прорвана оборона немцев, и боевой отряд под командованием командира бригады подполковника Филиппова овладел переправой и вступил в бой за город Калач. 2-й батальон, которым я командовал, вместе с другими подразделениями бригады ворвался в город и в ходе ожесточённых уличных боёв овладел им. Во время преследования немецких частей, я получил ранение осколком мины и снова оказался в госпитале города Саратова до марта 1943 года.
По излечении направлен в 123-й отдельный батальон противотанковых ружей, в составе которого в качестве начальника штаба участвовал в боях на Курской Дуге, в районе села Красное Карачанского района. Особенно сильные бои батальон вёл в районе станции Беленихино, а затем при взятии города Белгорода. Батальон находился в резерве штаба Степного фронта и выдвигался в районы танкоопасных направлений. В боях за город Харьков из района Померки он был направлен в Залютино чтобы не допустить отступления немецкой бронетехники на запад по железнодорожной линии Харьков-Богодухов и шоссе Харьков-Киев. Бои велись в основном в пойме реки Уды. В атаках на Рыжов-Песочин батальон нёс большие потери и после их освобождения был остановлен в н. Баварии на доформирование. В ноябре-декабре 1943 года батальон был придан 97 стрелковой дивизии и участвовал в боях на подступах и взятии города Кировограда и дальше – форсировании Днестра, Прута и на территории Румынии, где и был расформирован. Весной 1941 года переведён в 32 гвардейский стрелковый корпус, где до окончания войны участвовал в боевых операциях в качестве офицера связи и помощника начальника оперативного отдела штаба корпуса. В мои обязанности входило осуществление живой связи с частями и подразделениями корпуса (13, 95, 97 дивизий), контроль выполнения приказов командования по координации действий в ходе боевых операций. В этом качестве принимал участие в боях на Сандомирском плацдарме в Польше; в освобождении города Ченстохова, превращённого немцами в укреплённый пункт на подступах к реке одер, в форсировании реки Одер, где регулировал форсирование по понтонной переправе частей корпуса; в боях на территории Германии, особенно сильных на подступах к реке Эльба в районе города Дрезден, куда корпус был повёрнут с Берлинского направления на столицу Чехословакии город Прагу, после взятия которого встретил День Победы над фашистской Германией в звании гвардии капитана. За участие в боевых действиях и выполнение оперативных заданий командования 32 гвардейского стрелкового корпуса награждён боевыми правительственными наградами: - медалью «За боевые заслуги» - орденом Красной Звезды - орденами Отечественной войны І и ІІІ степени - орденом Красного Знамени.
В послевоенный период в ознаменование знаменательных дат ВОВ награждён Орденом Отечественной войны 1 степени Орденом Богдана Хмельницкого и медалями. После демобилизации из рядов Советской армии в 1946 году работал учителем, воспитателем в системе трудовых резервов, помощником директора школы ФЗО по культурно-воспитательной работе.
За это время закончил заочное отделение Харьковского педагогического института им. Г. С. Сковороды по специальности учителя истории средней школы. С 1949 по 1952 годы работал завучем старших классов средней школы №13; потом был назначен в Харьковский ГОРОНО на должность заместителя заведующего. В 1958 году по моей просьбе переведен на должность директора школы-новостройки №3, где и проработал 24 года (до 1982 года). Работу в школе в качестве директора и учителя истории считаю наиболее плодотворной. Именно здесь удалось использовать в полной мере довоенный опыт работы в школе и жизненный опыт в жестокий период Отечественной войны. Прежде всего, был создан дееспособный учительский коллектив, созданы полезные школьные традиции. Школа одна из первых в городе получила статус школы с углублённым изучением английского языка и в то же время школы с производственным обучением на базе моторостроительного завода «Серп и Молот». Наши выпускники получали вместе с аттестатом зрелости удостоверение рабочего-специалиста по холодной обработке металлов 1-2 разряда. Значительная часть выпускников поступала на работу на завод, ежегодно пополняя рабочий коллектив серпомолотовцев. Положительными результатами в учебно-воспитательной работе считаю органическое сочетание трудового и нравственно-эстетического воспитания, что способствовало разностороннему развитию личности учеников.
Параллельно с трудовым воспитанием, в школе был создан филиал музея завода «Серп и Молот», где нередко проводили экскурсии директор завода, Герой Социалистического труда Сериков Иван Александрович, главный инженер Потейко, председатель профкома Зубарев Тимофей Александрович и др. Активно проводилась работа по нравственно-эстетическому воспитанию через кружки, клубы, смотры инсценированной песни, литературные вечера и другие формы воспитательной работы. Особенно содержательно и интересно велась работа как классная, так и внеклассная, Заслуженной учительницей Лаптевой Людмилой Андреевной. Ею был создан Клуб Любителей Книги (КЛК) и на его базе – музей М. Ю. Лермонтова, ставший эмблемой школы, центром эстетического воспитания учащихся. Музей был открыт к 150-летию со дня рождения поэта, эту дату отмечала вся страна (1964год). В школе стало традицией ежегодно отмечать день рождения поэта проведением литературного вечера с обязательной постановкой-спектаклем по произведениям отечественной и зарубежной литературы. Эта традиция жива и до настоящего времени. Не менее интересной была работа Клуба интернациональной дружбы, руководимая Коваленко В. В., Бакуменко В. П., Исаевой Е.С. На вечера КИДА приглашались студенты Харьковских ВУЗОВ из англоязычных стран, велась переписка с учебными заведениями англоязычных стран. Изучались история и культура этих стран с последующим обсуждением на заседаниях клуба и вечерах, посвящённых этой теме. Такое общение способствовало более глубокому изучению английского языка, особенно развитию устной разговорной речи. Работали разные кружки военно-патриотического воспитания; особенно интересными были ежегодные праздники инсценированной песни, в которых участвовала вся школа. Инсценировка песен, выступления фронтовиков, соревновательный характер с последующим награждением, моральным поощрением самых лучших оставляли в сердцах участников и всех присутствовавших неизгладимое впечатление, чувство гордости за героический подвиг Советского народа и Советской армии, одержавших победу над фашистской Германией и избавивших человечество от ужасов фашизма. Особая заслуга в формировании и проведении этого традиционного события, безусловно, принадлежит организатору по внеклассной работе Доброродной Инне Сергеевне, всем классным руководителям, Чулковой Лилии Григорьевне, ведущей всё музыкальное сопровождение этих праздников. Наряду с этими общешкольными традициями проводилась постоянная работа в классах по тематике нравственно эстетического воспитания через проведение классных часов, диспутов, тематических конференций, посещений школьного литературного музея, культпоходов в театры, кино с последующим обсуждением на классных часах, собраниях и тематических вечерах. За разумно организованный учебно-педагогический процесс школа была определена как базовая в районе и городе по вопросам изучения и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых форм и методов обучения и воспитания учащихся. Своими успехами школа во многом обязана учителям-энтузиастам Лаптевой Людмиле Андреевне, Коваленко Валентине Васильевне, Доброродной Инне Сергеевне, Братухе Марии Васильевне, Ломейко Михаилу Андреевичу, Лойко Александре Васильевне, Журавлёву Николаю Михайловичу и многим другим учителям, работавшим в творческом ключе. Как директор школы, я был награждён Значком министерства просвещения Украины «Отличник народного образования», затем мне было присвоено звание Заслуженного учителя Украины, а в 1978 году - звание Героя Социалистического Труда. На пенсию я вышел по возрасту в 1982 году, после чего в течение 15 лет работал старшим преподавателем, а затем доцентом на кафедре управления школой Харьковского педагогического университета им.Г. С. Сковороды, где вёл предмет «Научное управление школой» для руководителей общеобразовательных школ, проходивших курсовую подготовку при институте...»
Напомним, что в СССР Героями стало только 20 учителей. Среди них - павел Масленниковю