Со средины января 2021 в силу вступила 30 статья языкового закона. Журналистка 057 проверила, насколько этот закон соблюдается в Харькове.
С 16 января вступил в силу Закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Это значит, что все поставщики услуг независимо от формы или собственности обязаны обслуживать потребителей и предоставлять информацию о товарах / работы / услуги по умолчанию на государственном языке.
Что это значит?
- Языком обслуживания потребителей в Украине является государственный язык.
В законе говорится, что основным языком обслуживания должен быть украинский. Это значит, что обращаться к покупателям на государственном языке должны везде, где продают товары и предоставляют услуги.
- По просьбе клиента его персональное обслуживание может осуществляться также на другом языке, приемлемом для обеих сторон.
К вам должны обращаться исключительно на украинском, но при личной просьбе с вами могут общаться на другом удобном для вас языке.
- Производители (исполнители, продавцы) в Украине всех форм собственности предоставляют потребителям информацию об изделиях (товары), работы или услуги на государственном языке. Такая информация может дублироваться любой другой язык.
- В случае если кроме государственной информация о товарах и услугах предоставляется также на других языках, объем информации о товарах и услугах на государственном языке не может быть меньше обязательный объем информации в соответствии с требованиями, установленными Законом Украины "О защите прав потребителей".
Говоря проще, любая информация должна быть доступна на государственном языке. Ценники, инструкции, технические характеристики, маркировки, билетов, меню и т.д. Эта же информация может дублироваться на любых других языках.
Как закон работает в Харькове?
Журналистка 057 отправилась по местным магазинам, аптекам, кофейням и детским центрам, чтобы проверить, насколько в Харькове соблюдается этот закон.
В таких кофейня как «Aroma Kava» и «Свитер» к посетителям обращаются на украинском языке. Гостей встречают фразой «Доброго дня, що вам приготувати?».
В Аптеке «АЦН» также диалог с покупателями ведут исключительно на государственном языке. Таких стандартов придерживаются как в центре, так и в спальных районах (Новые дома, Салтовка). Даже, если в дальнейшем клиент переходит на русский, продавец продолжает говорить на украинском языке.
В кафе «Kulinichi» со всеми посетителями говорят на украинском. Стоит отметить, что персонал даже между собой говорит на государственном языке.
Закона также придерживаются в магазине «Prostor». К журналистке продавец сразу обратился со словами «Можу я вам чимось допомогти?». После небольшой консультации продавец уточнил, на каком языке будет удобнее разговаривать. Хотя диалог продолжился на украинском языке, некоторые предложения давались консультанту с трудом.
В супермаркете «АТБ» на кассе к покупателям обращаются фразой «Добрий день, картка у вас є? Пакет потрібен?». Точно также людей встречают в супермаркете «Класс» в районе Одесской.
В магазине «CACTUS» с посетителями здороваются на украинском языке, но как только слышат русскую речь – сразу переходят на русский.
Сложнее дела обстоят в магазинах «Посад» и «Кисет». Там все говорят на русском языке. В «Посаде» с журналисткой перешли на государственный язык, только когда услышали от нее украинскую речь, хотя в том же магазине в районе Салтовки к покупателям обращались на государственном языке. Что касаемо «Кисета», то там с вами перейдут на украинский язык только по отдельной просьбе. Такая ситуация наблюдается как в центре, так и в спальных районах.
Мы позвонили в Детский центр «SOVA» в районе Зерновой. Нас поприветствовали фразой «Центр дитячого розвитку SOVA». На все интересующие нас вопросы администратор свободно отвечал на государственном языке.
В харьковских больницах ситуация неоднозначная. Например, в Институте психологии и психиатрии все медсестры говорят на украинском языке, а врачи – на русском.
Что делать если вас отказались обслуживать на украинском языке?
Языковой омбудсмен Тарас Кремень объяснил, что украинцам делать в такой ситуации.
1. Сначала попытайтесь разобраться с ситуацией и попросить сотрудника обслужить вас на государственном языке.
2. Если работник отказался— нужно обратиться к руководству учреждения или на «горячую линию» этого учреждения (торговой сети АЗС, аптеки и т. д.).
3. Если даже после замечания вас отказались обслуживать на украинском языке, вы можете подать жалобу в Государственный орган защиты языка по номеру 01001, по электронной почте skarha@mova-ombudsman.gov.ua. Также вы можете заполните форму на сайте https://mova-ombudsman.gov.ua/
Ранее мы писали про ТОП-5 интересных фактов про Илью Репина. Подробнее об этом читайте здесь.
Также мы писали про 200-летнюю историю Южного вокзала в Харькове.