Позывной «Бандерас»: как создали фильм о защитниках Украины, - ФОТО

Украинский кинематограф буквально восстал «из пепла» за последние несколько лет. Сейчас активно снимаются фильмы на военную и историческую тематику. В 2018 году финансирование кинематографа в Украине возросло в два раза, по сравнению с прошлым годом. Эта сумма составила 1 миллиард гривен. По информации Госкино, с начала этого года в прокат вышли 18 фильмов. Мы решили пообщаться с создателями фильма «Позывной «Бандерас». Один из сценаристов Артемий Кирсанов и режиссер Заза Буадзе поделились подробностями проделанной работы.

Бросили работу и начали писать сценарий

11 октября 2018 года харьковчане впервые увидели на экранах кинотеатров украинскую военную драму «Позывной Бандерас». Над сценарием фильма работали Артемий Кирсанов и Сергей Дзюба. «Позывной «Бандерас» - первый фильм, снятый Зазой Буадзе, который соответствует критериям экшена и боевика с детективной составляющей. Боевик «держит» своего зрителя в напряжении с первой до последней минуты, уверяют его создатели.

По словам Артемия Кирсанова, они с Сергеем Дзюбой «вынашивали» идею создания фильма с ноября 2014 года.

«Мы с Сергеем видели своими глазами, что в стране идет гибридная война. Хотелось выразить свои мысли в художественном аспекте, и мы все время встречались, чтобы обсудить события на Востоке страны. В то время фильмы в Украине не снимались, кроме одиночных случаев. Мы уже работали над сценариями и знали, как это делается. Мы хотели сделать фильм о блокпосте, который символически разделяет украинцев на тех, которые находятся на нашей и на «той» стороне. Блокпост это граница, на которой находятся военные, и где прослеживаются серьезные драматургические конфликты», - рассказал журналисту 057 Артемий Кирсанов.

Сценаристы на 2 месяца покинули свои рабочие места, не зная, понравится ли кому-нибудь их идея. Но в 2015 году эта история, по словам Кирсанова, никого не заинтересовала

«Все говорили о каком-то «новом тренде» писать о войне. Но где здесь тренд? В стране 4 года война, и за это время появились три фильма «Донбасс», наш фильм и «Киборги». На телевидении еще «Гвардию» сняли. Все. Но проблема была не только в этом. Некоторые люди просто боялись, что война «повернет» в другую сторону, и здесь будет Российская Федерация. Нам напрямую так не говорили, мы слышали только «давайте подождем», - говорит Кирсанов.

О войне из «первых уст»

С конца февраля 2015 года они уволились и начали поиски настоящих бойцов, АТОшников и волонтеров, которые могли бы пополнить их знания правдивыми фактами. Им нужен был «базис», чтобы выстроить свою историю.

«Сначала мы пообщались с нашей знакомой волонтеркой Женей, которая потом стала прототипом главной героини. С начала войны она с парнем Валентином ездила на микроавтобусе в самые горячие точки и привозила бойцам самое необходимое. Они одними из первых попадали под обстрелы. Я читал, как она в соцсетях описывала свои впечатления после первого обстрела. Мы встретились и пообщались», - сказал сценарист.

Волонтерка хорошо знала многих военных и в декабре 2014 года познакомила Артемия Кирсанова с солдатом Сергеем Башковым по прозвищу «Индианец». Он передал сценаристам свои видео и дневники, где боец описывал происходящие с ним на войне события

В своем дневнике Башков рассказывал обо всех мелочах: когда начался и закончился обстрел, когда приезжали волонтеры, что привозили в помощь, чем питались солдаты.

«Видеозаписи для нас были неимоверно важными, ведь Сергей «снимал жизнь», - говорит Кирсанов.

Сергей Башков воевал на блокпосту, и его история как нельзя лучше «вписалась» в изначальную идею сценаристов. Он рассказал об отношении людей «по ту сторону» к украинским военным. Однажды они приходили лечиться к врачу ВСУ, так как других медиков поблизости не было. Хотя, согласно Уставу, лечить местных жителей военному медику запрещено.

«Сергей говорил, что люди там абсолютно разные и относятся к нашим бойцам по-разному. Некоторые принимали в помощь еду от бойцов ВСУ, а некоторые приносили с собой чипы, по которым в дальнейшем делались артиллерийские наводки», - рассказывает Кирсанов

В 2016 году сценаристы пошли на «питчинг», и их проект победил. Глава Госкино Филипп Ильенко взял фильм в разработку, и на него выделили деньги. Всего на сьемки фильма ушло около 40 миллионов гривен.

«Уже потом мы узнали, что у производителя были опасения, что фильм может получиться карикатурным и смешным. У нас есть сцена, где харьковский актер Михаил Озеров пел гимн Украины. Если бы он сделал это плохо, то все бы в зале смеялись. А он это сделал настолько искренне, что люди плачут на этом эпизоде», - рассказывает Кирсанов.

Сценарием заинтересовался грузинский кинорежиссер Заза Буадзе, который с 2008 года живет и работает в Украине.

«Я увидел, что есть потенциал, и предложил авторам сценария и продюсеру свою концепцию. Сценарий – это «живой организм». Он дорабатывается и «шлифуется» до последнего съёмочного дня. Плохо, когда этого не происходит. Где-то нужна мотивация для героев. Где-то понятно, что какие-то сцены лишние. Я благодарен сценаристам за то, что они не поленились и еще несколько раз дописывали сценарий. Это была замечательная работа, мы говорили на одном языке», - говорит режиссер.

Главную роль в фильме получил актер Олег Шульга, которому довелось сыграть опытного капитана Антона Саенко. На этапе «питчинга» вторым претендентом на главную роль был российский актер Анатолий Пашинин

Продюсер планировал взять его на главную роль, ведь он переехал из России и в некоторых фильмах неплохо себя зарекомендовал. Однако режиссёр Заза Буадзе видел в этой роли исключительно Олега Шульгу. Продюсер согласился с Буадзе, и Шульгу утвердили.

«Когда я получил сценарий, я начал «с нуля». У меня были свои условия. Я сразу видел в этой роли Олега Шульгу. Я так представил себе персонажа, и этот персонаж соответствовал этому актеру. Я хорошо знал его, он снялся в предыдущем моем фильме. Не потому, что он мне друг или сват, а потому что он вписывался в определенную концепцию. Для каждого режиссера актер – это один из главных инструментов работы. Но к Анатолию Пашинину я отношусь с большой симпатией, хотя лично мы не знакомы», - рассказывает Заза Буадзе.

По словам Артемия Кирсанова, Сергей Башков стал одним из тех, кто ощутил вкус победы украинской армии при освобождении Славянска воинами ВСУ. Гордость переполняла военных в тот момент, когда их благодарили местные жители.

«Мы пытались сделать фильм о герое, который потом будет примером для молодых людей. Для тех, кто увидел, что Бандерас сможет ощутить гордость за украинскую армию. А они на самом деле герои, хоть и не выглядят внешне как супермены. Герой нашего фильма также победил в поединке с сильными соперниками», - рассказал сценарист.

Помимо дневников Башкова, в основу киноленты легли факты о других бойцах и волонтерах, которые были размещены в сети Ютуб самими военными.

История адаптирована под современные запросы украинского зрителя, хотя, как говорит Кирсанов, ее поймут жители любой точки земного шара. Он также уверяет, что в фильме нет ни единого придуманного факта – всему есть свое подтверждение

«Мы ориентировались на американские и западные образцы жанрового кино. В какой-то мере, на британского Джеймса Бонда»,- объяснил Кирсанов.

Сам же сценарист образцом жанрового кинематографа считает боевик «Двойной  удар» сВан Даммом в главной роли, «Терминатор», «Матрицу» и «Рокки». Все боевики с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне и Стивеном Сигалом также по праву считаются образцовыми.

«Если посмотреть на манеру игры Олега Шульги, то он ни в чем не уступает всем этим звездам кино. По характеру он такой же вспыльчивый, мужественный и к тому же красивый», - говорит сценарист.

Съёмочный процесс

Как рассказал режиссер, для сьемок фильма Министерство обороны предоставило настоящую военную технику 57-й бригады. В сьемках было задействовано 20 единиц техники, которая приехала с фронта и после сьемок туда вернулась.

Также Буадзе отметил, что сложно-постановочные фильмы всегда "сталкиваются" с трудностями на съёмочной площадке. Причиной тому могут быть и погодные условия.

«Было такое, что вся наша техника застряла в грязи. Это сложный процесс, где имеет место и человеческий фактор, и техника может подвести. Но в целом, это был счастливый труд», - говорит режиссер.

Шестеро актеров перед сьемками проходили специальную военную подготовку в военном лагере под Кропивницким. Неделю актеры находились в «Центре подготовки военных разведчиков».

Сначала они думали, что это будет что-то вроде развлечения. Но как только они туда приехали, их с первой же минуты «взяли в оборот». Это была настоящая подготовка. Их скрутили в бараний рог.

«Некоторые до этого вообще не брали оружие в руки. И когда мы через неделю туда приехали, то просто не узнали наших людей. Это была боевая единица во главе с командиром. Только единственный из них Олег Шульга имел опыт, потому что он год воевал в АТО. Среди них был и Олег Волощенко, который сыграл майора «Коцюбу». Потом мы уже снимали сцену драки между Олегом Волощенко и Романом Жировым, который сам является ветераном Афганской войны. Там было много массовки, и все они реальные военные – личный состав 57-й бригады, ветераны АТО и курсанты Одесской академии сухопутных войск. Драка очень долго снимается. Все были уставшие. И когда все закончилось, к Олегу Волощенко подходили ребята военные, которые впервые оказались на съёмочной площадке. Они спрашивали, где он воевал. Видимо, актеры так вошли в раж, что многие это воспринимали как правду. Олег показался им таким же военным, как они сами», - рассказал Буадзе.

А что говорят люди?

Артемий Кирсанов присутствовал на одном из показов фильмов для украинских школьников. В прошлом году их всем классом водили на «Киборгов».

«Детям фильм понравился. Они хорошо его восприняли, даже лучше «Киборгов». Они так сказали. Некоторые девчонки не могли досидеть до конца того фильма, а наш они посмотрели полностью. Кроме того, недавно мы были во Львове, и к нам подошел молодой парень, на вид лет до 30-ти. Он сказал, что раньше у него было предвзятое отношение к украинскому кино. По словам парня, если он и покупал билет, то сидел, мучился там и ждал, пока фильм закончится. Просто понимал, что украинское кино нужно как-то поддержать. А нам сказал, что впервые получил удовольствие от качества фильма. Говорит: «Как сделать так, чтобы у людей не было предвзятого отношения?». Я отвечаю: «Ну, у вас же как-то вышло преодолеть этот барьер». Только так. Люди смотрят и делают свои выводы. Действительно, у нас на сегодняшний день нет культуры просмотра украинских жанровых фильмов. Украинцы привыкли смотреть комедии, это началось еще с «95 квартала». Привычка уже устоялась. Наш фильм прививает новую привычку», - рассказал Кирсанов.

На второй неделе проката фильм «Позывной «Бандерас» посмотрело большее количество зрителей, чем на первой. При этом на второй неделе количество экранов было уменьшено на 30%.

Однако вторая неделя проката принесла на 200 тысяч гривен больше сборов, чем первая

«Это говорит о том, что люди оставляли свои отзывы в интернете и рекомендовали фильм друг другу. Ведь в первую неделю не было масштабной рекламы. Люди идут в кино до сих пор. Например, в том же Львове нам рассказали, что инициативная группа граждан обратилась к депутатам, чтобы продлить показ «Бандераса», ведь у них были аншлаги. Есть такое правило, что на третьей неделе фильмы снимают с проката, чтобы дать возможность другим фильмам выйти в прокат. Они считают, что наш фильм должно посмотреть как можно больше украинцев», - рассказал сценарист.

Как отметил Заза Буадзе, в киевском кинотеатре «Жовтень» показ будет продлен еще на несколько недель. Создатели фильма до сих пор получают хвалебные отзывы от зрителей, кинокритиков и литераторов со всей Украины.

«Для нас главное, какие отзывы мы получаем от военных. От «киборгов», которые защищали аэропорт, и других ветеранов. Один из «киборгов» Андрей Фармуга сказал, что он может просматривать этот фильм по нескольку раз, так как чувствует «жанровость» этой истории. По его словам, когда Сергей Лойко подписал ему свою книгу «Аэропорт», то он не мог ее читать, когда видел знакомые позывные. Сейчас у него этот этап прошел, и наш фильм он воспринял позитивно. Известные литераторы также оставляли свои отзывы. Журналистка Ирен Роздобудько и литератор Елена Рыбка высказались позитивно. Андрей Кокотюха написал рецензию на фильм в журнале. Волонтер из Днепра Анна Теряник тоже оставила отзыв. Еще фильм понравился музыканту Юрию Журавель и актрисе Ирме Витовской. Всех не пересчитать и не запомнить», - рассказал сценарист.

«Возрождение возрождением», но есть и проблемы

Говоря о «ренессансе» украинского кино, сценарист отметил, что оно по-прежнему не может быть прибыльным, как в других европейских странах.

«Второй год подряд снимаются десятки украинских фильмов. В этом году их будет около 30, и это заслуга Госкино. Теперь нужно придумать, как на законодательном уровне утвердить пункты не только о производстве фильмов, но еще и о рекламе. «Заработать» на фильме можно только тогда, когда его кассовые сборы в три раза превышают изначальный бюджет. Когда фильм «идет» в кинотеатры, то деньги получает собственник кинотеатра и кинопрокатчик, который делает рекламу. Все они берут свою часть прибыли, и деньги возвращаются в Госкино.

Фильм с бюджетом в 40 миллионов гривен должен был в прокате собрать 120 миллионов для того, чтобы «выйти в ноль»

Даже «Безумная свадьба» - лидер украинского проката за все времена существования украинского кино – пока что собрала 46 миллионов гривен. А я говорю 120. Это нереально, потому что у нас всего 500 экранов по всей Украине и около 160 кинотеатров. Во многих городах просто нет кинотеатров, а некоторые еще и закрываются. Для сравнения, во Франции 5000 киноэкранов. Наши фильмы не могут зарабатывать в прокате. Если государство не будет поддерживать киноиндустрию, то мы будем видеть только комедии, поскольку они относительно дешевые в производстве. Нельзя снять экшен-боевик за «копейки», - говорит Кирсанов.

Тем не менее, в скором времени украинцы увидят еще 70 отечественных фильмов, которые сейчас находятся в разработке.

Читайте также: Экс-комбриг 92-й бригады Николюк: "русские солдаты были уверены, что мы пустим их на органы или распилим".