Как харьковчанин едва не стал диктатором Российской империи

При взгляде на нынешний набор харьковских политиков, избирающихся по мажоритарке или по партийным спискам, возникает определенная грусть. Никто из них и близко не претендует на роль потенциального президента или лидера оппозиции, мало того, даже для роли регионального лидера никто явно не дотягивает. Сплошь серые личности, выходцы из комсомольской бюрократии и бизнес-кругов, неспособные повести за собой народные массы или создать толковую политическую организацию, способную кардинально влиять на судьбу страны и региона.

Собственно, харьковчане и раньше редко достигали настоящих политических высот. С некоторой натяжкой можно вспомнить всего несколько имен: например, выходец из Харькова Элькин Зеэв, действующий израильский политик, председатель фракции Ликуд в Кнессете и председатель парламентской коалиции. Или Эдуард Лимонов – талантливый писатель и одиозный лидер Национал-большевистской партии России. Кто-то относит к числу великих политиков и Евгения Кушнарева, чья политическая карьера оборвалась внезапной смертью.

Однако настоящую мировую известность получил лишь один уроженец Харькова, чья политическая и революционная деятельность наложила жирный отпечаток на историю Российской империи, а при определенных раскладах могла бы изменить и всю историю ХХ столетия. Это Борис Савинков – революционер и террорист, чья жизнь была ознаменована победами, поражениями и крутыми поворотами судьбы, так характерными для великих личностей того бурного времени.

Революционная юность

Борис Викторович Савинков родился в Харькове 19 января 1879 года, в дворянской семье, придерживающейся либеральных взглядов. В Харькове Савинков жил недолго, впрочем, как и в любом другом месте на протяжении всей своей жизни. Юность в Варшаве и Петербурге, ссылка в Вологде - бегство оттуда в Женеву; Франция, Германия, Англия, Румыния, Венгрия – Савинков успел пожить едва ли не во всех культурных центрах Европы, и в каждом из них оставлял свой заметный след. «Гражданин мира», волею судеб родившийся в Харькове.

  Ученики 1-й Варшавской гимназии. В первом ряду третий справа - Савинков

Уже в студенческие годы Савинков увлекается марксистскими идеями и становиться видным активистом мятежного студенчества. После участия в одном из студенческих беспорядков был исключен из Петербургского университета и арестован вместе со своим старшим братом, таким же активистом. Брата впоследствии сослали в Сибирь, где он покончил жизнь самоубийством. Отец, узнав о такой участи своих сыновей, сошел с ума и вскоре умер.

Семейная фотография Савинковых, 1902 г.

Арест и семейная трагедия, впрочем, не остудили революционный пыл Савинкова. Сбежав во время своей ссылки из России, он эмигрирует в Женеву, где знакомиться с виднейшими представителями партии социалистов-революционеров, с которой будет связана его дальнейшая террористическая деятельность.

Артист авантюры

Уже в 24 года Борис Савинков становится заместителем руководителя террористической Боевой организации эсеров и руководителем ее Московского отдела. На его счету участие с более чем 30-ти террористических актах, самые знаменитые из которых - убийства министра внутренних дел В. Плеве и московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича Романова.

Он был прирожденным террористом и революционером, был мастером конспирации, обладал даром организатора. Характеризуя Савинкова, писатель Куприн позже писал: «…холодное самообладание наряду с почти безумной смелостью; редкая способность обольщать отдельных людей и гипнотизировать массы; интуитивное умение разбираться в местности, в людях и в неожиданных событиях... излучаемой им жизненной энергии, наверное, хватило бы на тысячу человеческих существований...».

Конспект террориста

Главной задачей Савинкова и его организации было убийство Николая II, и в 1908 году он принимал участие в организации покушении на императора на крейсере «Рюрик», во время торжественной встречи корабля в Кронштадте. Однако теракт так и не состоялся. После этого Савинков разочаровывается в практике террора, ругается с собственной партией и уезжает во Францию, где несколько лет занимается лишь писательским трудом. «Артист авантюры», как называл его Луначарский, казалось бы, отошел от дел…

Террорист/госслужащий

После Февральского переворота 17-го года Савинков. Как и многие другие русские мигранты, возвращается в Россию. Причем возвращается как победитель, занимая самые высокие государственные посты. Помня о его выдающихся организационных способностях, правительство Керенского назначает бывшего террориста управляющим военного министерства и товарищем (заместителем) военного министра, то есть, де-юре, вторым человеком в стране.

Наблюдая разброд во властных и военных верхушках, Савинков вынашивает планы создания сильной армии и сильной власти, у руля которой стал бы он сам. Мастер политической интриги, Савинков подогревает властные амбиции влиятельнейшего генерала Корнилова, с помощью которого намеревается ограничить полномочия своего начальника Керенского. Планируя сыграть на их противоречиях, он стремится сам стать влиятельнейшим центром принятия решений в стране.

Результат терракта

Однако его честолюбивым планам не суждено было сбыться: на политической арене страны ключевую роль начинают играть большевики. Несмотря на свое марксистское прошлое, Савинков яро ненавидел последователей Ленина, которые, впрочем, отвечали ему полной взаимностью. Левая пресса изображала его как пособника монархии, предателя и возможного кровавого диктатора, который потопит в крови всю страну. В сентябре 17-го года Савинкова «приносят в жертву» левым силам, отправив его в отставку. Затем – Октябрьский переворот и Гражданская война, и Савинкову не остается ничего иного, как примкнуть к «Белому движению».

(Само)убийство

В первые годы Гражданской войны Савинков активно включается в борьбу против большевиков, исполняет роль посла в Европе, ведя переговоры с Антантой о помощи «Белому движению». Встречается с Черчиллем, Ллойдом Джорджем, Пилсудским, сближается с Муссолини, однако все эти старания не увенчались успехом, было ясно что большевизм победил окончательно и бесповоротно.

Савинков имел планы занять место Керенского

Савинков имел планы занять место Керенского

1924 год – последний в политической карьере и жизненной судьбе революционера. В этом году, во время своего тайного приезда в СССР, он был схвачен чекистами и приговорен к расстрелу. После покаянных речей Савинкова и признания себя виновным во всех грехах против Советской власти, меру наказания ограничили тюремным заточением, причем в довольно комфортабельных условиях. Однако и года не пробыв в тюрьме, Савинков по непонятным причинам кончает жизнь самоубийством, сбросившись с лестничной клетки пятого этажа. Впрочем, существует версия, что на самом деле Савинков был убит агентами карательных органов.

Так закончился захватывающий и трагический путь Бориса Савинкова, величайшего из политиков, родившихся в Харькове. Навряд ли, бродя по городским улицам, можно будет когда-нибудь встретить ему памятник, да и почетным гражданином города ему точно не стать: личность его увековечена в исследованиях и мемуарах. Для более детального ознакомления с жизнью Савинкова можно почитать его автобиографические сочинения «Воспоминания террориста», «Конь бледный», «Конь вороной», или же просто посмотреть неплохой фильм Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть».