К 155-летию со дня рождения М.А. Беркоса.

Живопись из коллекции музея

Михаил Беркос (1861-1919) – одессит по месту рождения, в отличие от Васильковского, Ткаченко и Левченко, которые выросли и учились в Харькове, окончил Одесскую рисовальную школу (1877) и Академию искусств (1877-1889), где учился у М.К.Клодта и В.Д.Орловского. В 1844 году получил две, в 1885 – три, в 1886 – одну серебряную медали; в 1887 – золотую медаль за картину «Вид в одном из старых парков в окрестностях Санкт-Петербурга», в 1888 – золотую медаль за картину «Лес на болоте», в 1889 году получил звание классного художника I степени. Как пенсионер Академии художеств находился за границей (1890-1893), где испытал влияние искусства импрессионизма, используя в дальнейшем творчестве его цветовые и световые достижения. После окончания пенсионерского срока некоторое время жил в Петербурге, где принимал активное участие в выставках Петербургского общества художников и различных художественных объединений – Южнорусских художников, Российских акварелистов, Общества харьковских художников. Со второй половины 90-х жил в Харькове.

Как пишут исследователи, обаяние одесской художественной школы заключалось в ее внутренней утонченности и «аркадийском» настроения. Видимо, отсюда истоки особого понимания Беркосом природы как «земного рая», где высокая, европейского уровня, живописная культура произведений органично сочетается с демократизмом мироощущения, что естественно включает в себя элементы народного понимания красоты природы. Эта тема близка также и к распространенному в искусстве порубежного времени восхищению усадебной культурой, которую Беркос, сам владелец усадьбы, также не мог обойти в своем творчестве.

В контексте сезонных пристрастий Беркоса наиболее опоэтизированы лето и весна, период пышного цветения всего сущего на земле. Среди картин художника можно прогуливаться, как в цветущем саду, залитом солнечным светом.

На выставке представлена часть произведений из коллекции Харьковского художественного музея – картин, написанных художником во время путешествий в Италию и Францию. И все же основная сюжетно-тематическая линия пейзажей мастера посвящена Украине, в частности, живописному предместью (ныне – район ст. Сортировочной), где находилась усадьба Беркоса и его жены – М.Рейнике. До сегодняшнего дня сохранился, хотя и в перестроенном виде, дом художника и его семьи. Его именем сейчас названа одна из улиц Сортировочной – бывшая Довгалевская.

В своих работах Беркос выступает как продолжатель традиций отечественного пленэра, блестяще развитого украинскими пейзажистами второй половины XIX века, воплощая еще одну особенность именно украинского варианта импрессионизма – последовательное развитие его в пределах пленэрной концепции.

Следуя импрессионистическому принципу, что «в картине должны быть следы того, как она сделана», мастер использует кругловатый, точечный, плотный мазок, что создает мерцающую, вибрирующую поверхность, где солнечный свет горячим золотистым подмалевком просвечивает сквозь световоздушный фон.

Архитектурные мотивы всегда органично вписаны в природное окружение: господские дома, спрятанные в зелень парка и цветов, сельские хаты в уюте деревьев, итальянские виллы и античные развалины в окружении средиземноморской буйной растительности. Колоритными, сочными в деталях, импрессионистически динамичными являются его изображения провинциальных городков, настоящим шедевром среди которых является «Улица в Умани» (1895). Мир, который передает Беркос, сверкает потоком солнца, света и цвета, кажется, что он пишет свои картины быстро, легко, свободно. В каждой картине есть своя колористическая находка, свое открытие.

Небольшая картина «Яблоня цветет» стала завершением ряда произведений на тему цветущей, прекрасной земли, возможно, своеобразной «последней весной» (Беркос умер в этом же году в декабре), где художник с глубоким и искренним чувством передал извечное удивление человека перед загадкой обновления и цветения природы, которое никогда не надоедает и вселяет в душу такую жажду творчества и жизни.