На выставке будет представлено 26 произведений мастера, выполненных в технике ксилографии и резцовой гравюры на меди, а также 36 репродукционных гравюр XIX в. высокого качества.

545 лет назад в Нюрнберге родился великий немецкий художник, график и теоретик искусства, блестящий мастер Ренессанса Альбрехт Дюрер (1471-1528). Значение его творчества для национальной культуры Германии оказалось настолько большим, что время расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера». Современники ценили Дюрера прежде всего как замечательного художника, который сделал гравюру искусством, способным соперничать с живописью.

Альбрехт Дюрер был первым немецким мастером, который работал одновременно в двух видах гравюры - на дереве и на меди. Чрезвычайной выразительности он достиг в дереворит, реформировав традиционную манеру работы и используя приемы резцовой гравюры на металле. В конце 1490-х гг. Дюрер создал ряд замечательных ксилографий, в том числе один из своих шедевров - серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498). 1511 он дополнил цикл "Апокалипсис" титульным листом с изображением видения Богородицы святому Иоанну Богослову. Эта работа - единственная из серии, сохраняется сегодня в музейной коллекции.

Большая часть работ из собрания Харьковского художественного музея была приобретена В.Н. Каразиным в Санкт-Петербурге 1804 у коллекционера Фридриха Аделунга. В 1805 году эта коллекция стала собственностью Харьковского университета. «Прогулка» (1478) - одна из ранних гравюр мастера, неизменно привлекает к себе внимание ценителей искусства благодаря загадочному сюжету. Это одна из многочисленных работ художника, посвященных теме «Memento mori». В состав коллекции западноевропейской графики Харьковского художественного музея также входят редкие резцовые гравюры из собрания А.М. Алферова - «Морское чудо» (1498) и «Четыре ведьмы» (1497).

На выставке представлена ​​серия гравюр «Жизнь Марии» (1502-1510), которая больше, чем любой другой произведение Дюрера, погружает зрителя в реальную немецкую жизнь начала XVI в. Отдельные листы цикла «Жизнь Марии» с музейного собрания выполнено одновременно в двух разных видах гравюры - на меди и на дереве. Сравнивая их, убеждаешься, что резцовая гравюра на меди, в отличие от ксилографии, позволяет сделать большую детализацию и, соответственно, имеет большую информационную плотность.

Портрет занимал значительное место в творчестве Дюрера-живописца. В последние годы жизни он и в гравюре обратился к этому жанру. В коллекции музея хранится два графических изображения близких друзей мастера: Виллибальда Пиркхеймера и Ульриха Варнбюлера. Портреты, выполненные Дюрером, несомненно, своеобразный памятник при его современникам.

Графическая наследие Альбрехта Дюрера значительна. В настоящее время известно 105 гравюр на меди, включая офорты и гравюры сухой иглой, и 189 гравюр на дереве. Мастерская Дюрера выпускала огромное количество отпечатков и при жизни мастера и после его смерти. В Харьковском художественном музее сегодня хранится 26 произведений великого немца. Значимость и ценность каждого отпечатка с дюреровськои доски зависит от времени его изготовления. При датировке всегда учитывается наличие царапин, потери, трещины на доске, а также возраст и водяные знаки бумаги. Учитывая сказанное, мы можем гордиться тем, что большая часть листов А. Дюрера из сборника нашего музея относится к концу XV - начале XVI в.