Композитор - Жорж Бизе - Родион Щедрин
Премьера в ХНАТОБ - ноябрь 1973 года
«Кармен-сюита» – одноактный балет хореографа Альберто Алонсо. Музыкальный материал на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен» был перекомпонован и по-новому аранжирован композитором Родионом Щедриным для оркестра из струнных и ударных.
События разворачиваются на фоне оригинальных декораций: сценическое пространство превращено в полукруглый дощатый загон, обозначающий и место боя быков, и обобщенно-метафорическую арену жизни, на которой разыгрывается трагедия человеческого бытия.
Харьковский спектакль – точная копия первой культовой постановки этого балета, которая увидел свет рампы в 1967 году на сцене Большого театра ( идея создания принадлежала Майе Плисецкой). Таким образом, «Кармен-сюита» неразрывно связана с неповторимой индивидуальностью великой балерины и, в тоже время, обретает новую жизнь на сцене нашего театра.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Хозе страстно влюблен в Кармен. Сильные чувства изменили грубого, черствого солдата, открыли ему новые краски жизни. Однако объятия Хозе вскоре стали тяготить свободолюбивую цыганку. Ослепленный любовью, Хозе не хочет понять Кармен. Возможно, она была бы счастлива с молодым бесстрашным Тореро, однако определяет судьбу главных героев Фатум. Страсти накаляются на арене корриды.
Шехерезада
Волшебный мир Востока с его неповторимым музыкальным колоритом пропитанным благоуханием восточных пряностей, загадочными золотыми песками, уходящими далеко за горизонт и изысканными соблазнительными танцами восточных красавиц полными страсти. Весь этот чарующий мир слился в единое целое в балетной постановке «Шехерезада».
Сюжетом для постановки послужила популярная арабская сказка из сборника «Тысяча и одна ночь» - «О царе Шахрияре и его брате».
Михаил Фокин, один из самых знаменитих хореографов всех времен, в 1910 г. поставил одноактный балет на музыку симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова «Шехеразада» для антрепризы Сергея Дягилева. Премьера состоялась во время одного из «Русских сезонов» в Париже в июне 1910 года и имела незаурядный успех: новаторская хореография, экзотическое оформление балета (художник Лев Бакст), прославленные исполнители - харьковчанка по происхождению Ида Рубинштейн (Зобеида) и рожденный в Киеве гений танца Вацлав Нижинский (Золотой раб).
Позже балетмейстеры неоднократно обращались к этой симфонической сюите, однако хореографическое воплощение Фокина осталось эталонным, и сегодня привлекает зрителей так же, как столетие тому назад.
В харьковском оперном театре этот балет впервые был воплощен на сцене в 1941 г., а в начале шестидесятых годов прошлого века шел вместе со спектаклями «Болеро» на музыку М. Равеля и «Франческой да Римини» П. Чайковского.