Друзья, 27 марта в 18:30 приглашаем в Харьковскую филармонию на концерт киевского пианиста Евгения Громова «Рихард Вагнер в кругу единомышленников». Вы услышите оригинальную музыку Вагнера и фортепианные транскрипции из его опер за авторством грандов пианизма: Ференца Листа, Ферруччо Бузони, Августа Штрадаля, Карла Таузига и Ганса фон Бюлова.
А еще захватывающие и увлекательные истории из жизни композитора.
Программа:
Вильгельм Рихард Вагнер (1813—1883)
• Соната в альбом М. В. ля бемоль мажор, WWV 85 (1853)
Матильде Везендонк
• В альбом княгини М., WWV 94 (1861)
Листок из альбома до мажор для княгини Паулины фон Меттерних–Виннебург
• Пять стихотворений Матильды Везендонк, WWV 91 (1857–1858)
№3 В теплице [1 мая 1858]
№5 Грёзы [4 декабря 1857]
Транскрипция Августа Штрадаля (1917)
• Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда», WWV 90 (1857–59)
Транскрипция Ференца Листа, S. 447 (1867, ред. 1875)
• У чёрных лебедей, WWV 95 (1861)
Листок из альбома ля-бемоль мажор для графини Анны фон Пурталес
• Любовная песня Зигмунда из музыкальной драмы «Валькирия» тетралогии «Кольцо Нибелунгов», WWV 86b (1856–1870)
Транскрипция Карла Таузига (1870)
• Листок из альбома ми бемоль мажор, WWV 108 (1875)
Для Бетти Шотт
• Траурный марш на смерть Зигфрида из музыкальной драмы «Гибель богов» тетралогии «Кольцо нибелунга», WWV 86d (1848–1874)
Транскрипция Ферруччо Бузони, BV B 111 (1883)
• Квинтет из 3-го действия оперы «Нюрнбергские мастера пения», WWV 96 (1862–1867)
Транскрипция Ганса фон Бюлова
• Торжественное шествие рыцарей к Святому Граалю из сценической мистерии «Парсифаль», WWV 111 (1857 / 1877–82)
Транскрипция Ференца Листа, S. 450 (1882)
Евгений Громов, фортепьяно
Ведущие: Юлия Николаевская и Вячеслав Власов
* * *
Имя композитора Рихарда Вагнера наверное известно всем, кто хотя бы немного увлекается академической музыкой. Он из тех, о ком вполне справедливо можно сказать «не нуждается в представлениях». Находки и открытия Вагнера самым коренным образом повлияли на ход и развитие музыки: одни безоговорочно их принимали и наследовали, другие, напротив, яростно оспаривали и отрицали. Всё это так или иначе продолжается до сих пор, спустя без малого 150 лет после смерти композитора. Равнодушных не было и нет.
Вагнер прежде всего известен как оперный композитор, но тем интересней взглянуть на его музыку с другой стороны, через его фортепианное творчество. Его немного, для фортепиано он писал нечасто, но всегда по делу. В фортепианной музыке Вагнер остаётся самим собой, и в тоже время, она как нельзя лучше подчёркивает и передаёт тончайший лиризм его романтической противоречивой натуры.
* * *
В «золотой век» фортепианного исполнительства, практически все звёздные пианисты делали фортепианные транскрипции больших симфонических и оперных полотен, с тем чтобы на этом благодатном материале продемонстрировать свои недюжинные способности и познакомить слушателей с недоступной для них музыкой.
Сейчас это почти забытое искусство, но в результате благородных усилий знаменитых пианистов прошлого, остался целый корпус виртуозной концертной музыки, неимоверной сложной для исполнения, но настолько же эффектной и захватывающей для слушателей.
Постановки опер Вагнера крайне сложны и затратны, однако их запредельно насыщенная образность, которую выделяют в отдельную мифологию и не менее богатые гармонии, как нельзя лучше подходят и вдохновляют на то, чтобы передать их посредством фортепиано.
Но есть одно «но»: с этим колоссальным по своим возможностям и отдаче материалом не так-то легко совладать; он поддаётся тем, кто не только проникся образностью музыки Вагнера, но и проник в её суть, механику и устройство. Словом, стал его музыкальным единомышленником.
Авторы фортепианных транскрипций, которые будет звучать в концерте, как раз из их числа — они либо разделяли музыкальные идеи композитора, либо тесно сотрудничали с ним, либо совмещали и то и другое.
Друзья, приходите убедиться и насладиться музыкой Вагнера прекрасным субботним мартовским вечерком!
* * *
Евгений Громов, пианист, один из наиболее эрудированных музыкантов Украины, известный в мире специалист по Новой и авангардной музыке.
Евгений известен своими выверенными концептуальными тематическими программами, произведения в которых взаимодействуют на множестве разнообразных уровней: от музыкального до философского и литературного.
За плечами музыканта около 100 мировых и украинских премьер.
Музыка Вагнера находится в сфере постоянных интересов и исследований Евгения, он автор многих программ с его музыкой, в том числе монографических.
Юлия Николаевская, музыковед, куратор и автор проектов Piano 119.
Вячеслав Власов, неустанный и страстный популяризатор музыки Вагнера, инициатор концертов с его музыкой, автор публикаций, статей и книг о композиторе и его творчестве. А ещё — блестящий и интересный рассказчик.