«Севильский цирюльник» Дж. Россини пленяет неиссякаемым остроумием, богатством мелодий, виртуозными вокальными партиями, стремительностью действия и обилием комических положений.
 
Сюжет, основанный на пьесе П. Бомарше, восходит к традиции итальянской комедии масок. Это легко узнаваемые и всегда актуальные образы и ситуации, захватывающая интрига (молодые люди хотят пожениться вопреки противодействию стариков-отцов или опекунов). Но главные герои здесь – ловкие и сообразительные слуги. Мастера на все руки, они в любой ситуации помогают влюбленным. Однако в своей опере Дж. Россини идет дальше сложившихся традиций, и на место «масок» приходят живые люди. Кажется, что образы героев выхвачены из самой жизни.
Премьера «Севильского цирюльника» Дж. Россини когда-то провалилась, что иногда случается с шедеврами. Дальнейшая же судьба этого сочинения триумфальна, ей суждено было стать одной из лучших комических опер в истории жанра.
 
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
Действие происходит в Севилье (Испания) в XVIII веке
 
Действие I
В предутренней тишине на одной из площадей Севильи звучит серенада. Это граф Альмавива поет о своей любви к Розине. Девушка отвечает ему взаимностью, но она находится под постоянным присмотром опекуна, доктора Бартоло, который сам намерен жениться на симпатичной воспитаннице. На помощь влюбленному графу приходит сообразительный и находчивый цирюльник Фигаро. В то время, когда дон Бартоло вместе с учителем музыки доном Базилио разрабатывают план борьбы с соперником, Фигаро и Альмавива готовят свои хитрости.
 
Действие II
К доктору врывается солдат навеселе и требует взять его на постой. Это переодетый граф Альмавива. Но предусмотрительный доктор разгадывает замисел соперника. Начинается драка – услышав шум, прибегает стража. Граф вынужден назвать офицеру настоящее имя. Воспользовавшись неразберихой, граф и Фигаро исчезают. Первая неудача не останавливает влюбленных. Фигаро придумывает новую ловушку.
 
Действие III
На этот раз граф притворяется бакалавром Линдором, учеником дона Базилио, будто бы заболевшего скарлатиной. Альмавиве удается надуть Бартоло, несмотря на неожиданное появление дона Базилио. Розина и Альмавива договариваются убежать. Но Бартоло снова узнает про планы влюбленных. Он прогоняет Фигаро и его приятеля-музыканта. Оставшись один на один с Розиной, Бартоло уверяет, что Линдор хочет лишь передать ее в руки графа Альмавивы. Разгневанная Розина решает отомстить Линдору и соглашается на свою свадьбу с доктором. Она предупреждает, что сегодня ночью ее должны похитить. Испуганный Бартоло бежит за стражей.
 
Пока Бартоло ищет солдат, граф с помощью Фигаро открывает свое настоящее имя Розине. Появляется Базилио и нотариус, которых Бартоло пригласил для оформления своего брака. Фигаро убеждает, что нотариус пришел для того, чтобы заключить брак Альмавивы с Розиной. Наконец появляется Бартоло со стражей. Но поздно. Ему остается только поздравить молодых.