Выставка к юбилею народного художника Украины Натальи Вергун

Экспозицию составили лучшие произведения художницы из ее персонального фонда, который насчитывает в Харьковском художественном музее более сотни единиц хранения живописи и графики.

Наталья Вергун родилась 2 июля 1938 в городе Ахтырка Сумской области в семье украинского поэта Ивана Выргана (литературный псевдоним, настоящая фамилия Вергун). Художественное образование получила в Харьковском государственном художественном училище (1953-1958) и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург), где училась (1958-1964), а затем стажировалась (1966-1968) в мастерской монументальной живописи А.А.Мыльникова. Педагогическая деятельность Н.Вергун связана с Киевским государственным художественным институтом (1964-1966, теперь Украинская академия искусств) и Харьковским художественно-промышленным институтом (1968-1978, теперь Харьковская государственная академия дизайна и искусств). Но большую часть своей жизни она посвятила живописи.

Художница рано определилась со своей главной темой. Ее пейзажи, натюрморты, сюжетные картины характеризовались ключевым словом «сельский». Наталья Вергун с детства узнала реалии жизни украинского села. Все, что в течение жизни впитывала память, придавало ее работам непреходящую аутентичную ценность. Тех, кто представлял себе жизнь колхозного села преимущественно по ярким праздникам урожая, картины художницы, которые появились на выставках в конце 1960-х годов, удивляли чрезвычайно простым и даже строгим бытом без соблазнительных этнографических признаков (расписанных кувшинов, вышитых полотенец и т.п.) и невзрачным видом крестьян, преимущественно женщин («Уродило!» Из цикла «Родная земля». 1969). Также нельзя было не отметить необычную экспрессивность жесткого рисунка часто неуклюжих фигур с большими руками, ногами и непомерно широкими спинами, а землистый цвет нечетко прорисованных лиц напоминал именно этот природный материал. («Благодарная земля». Из цикла «Родная земля». 1969). Картины волновали необъяснимым беспокойством, которое затаилось в контрастах слишком глубоких теней и ослепительного света, в ритмах движений, орудий труда, природных объектов. Вместе с тем, в характеристике образов чувствовалась внутренняя энергия действия, которая наравне с человеческими образами одушевляла изображение каждого дома, жердей забора, растений... Одним из любимых художницей мотивов становится изображение дождя, который воспринимался как стихийно-природный источник пополнения этой невероятной человеческой энергии («Летний дождь». Вариант. 1983). Историческая правда произведений Н.Вергун и полное психологическо- духовное отождествление себя со своими героями стали сутью философии ее творчества. А осмысление крестьянского труда, как библейского «добывания хлеба насущного в поте лица своего», сроднило эту большую тему творчества Натальи Вергун с крестьянской темой в мировом искусстве. Может, поэтому одно из знаковых произведений художницы «Ужин земледельца», которое будто иллюстрирует строки стихотворения Т.Шевченко («сім’я вечеря біля хати»), соединило в себе композиционно-живописные реминисценции больших мечтателей о будущем украинского колхозного села – художников-бойчукистов и «художника крестьянской темы» Винсента ван Гога – бессмертную яблоневую символику первых и постулат второго: «крестьян надо писать так, словно ты один из них, словно ты чувствуешь и мыслишь так же, как они». Наталья Вергун предана украинскому селу каждым своим произведением – от форматного полотна до небольшого рисунка. Художница и до сих пор по-долгу живет в селе Литовка Ахтырского района Сумской области, где осталось чуть более 200 жителей. Она стала за все эти годы одной из них, довольствуясь той же, что и они, едой, одеждой, жильем. Примеров подобного самоотречения в искусстве не так много.

Эмоционально-философский подтекст выставки Натальи Вергун точно определяют строки из литературного наследия отца художницы, Ивана Выргана. Выведенная в ее название цитата подчеркивает преемственность творчества ярких представителей славной украинской художественной династии.