Музыка и еда
Концерт с участием солистов, хора и симфонического оркестра театра
В программе:
1 отделение: Рихард Вагнер. Прелюдия из оперы «Парцефаль»
Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Золушка»
Вольфганг Амадей Моцарт. Увертюра из оперы «Дон Жуан»
Винченцо Беллини. Увертюра из оперы «Норма»
Петр Чайковский. Сюита из балета «Щелкунчик»
2 отделение: Вольфганг Амадей Моцарт. Финальная сцена из оперы «Дон Жуан»
Джакомо Пуччини. Сцена из оперы «Тоска»
Джузеппе Верди. Застольная песня из оперы "Травиата"
Дирижер: Аурелио Каноничи (Италия)
Выражение "музыка и еда" может быть связано с симфонической музыкой и, прежде всего, с музыкой лирической. В мелодраме мы видим сцены празднования, ужины, произнесения тостов, цитаты о еде, а также, в более духовном смысле, ссылки на пищу для мозга или безусловно пищу небесную. Первый композитор, приходит в голову, говоря о еде - это Россини. Он любил поесть, любил готовить, создавать рецепты, был гурманом, и Моцарт любил поесть, выпить, очень любил шоколад.
Некоторые лирические произведения представляют собой настоящие возможности для застолья. Например, в произведении «Дон Жуан» Моцарта, главный герой переходит от празднования к празднованию, а в конце оперы готовится роскошно поужинать в ожидании Командора (в либретто ясно говорится о «вкусное блюдо» и «гигантские куски», «вино Марцемино», «кусок фазана» и т.д.). И в произведении «Золушка» Россини видим очень важную сцену, где многочисленные гости находятся на праздничном балу, предшествующего большому ужину у Принца Рамиро. В произведении Пуччини «Тоска» Скарпиа второе действие прерывает наслаждение вкусным ужином. Во время этой важной и кульминационной сцены Флория Тоска исполняет праздничную арию «Жить искусством». Как упоминалось ранее, Моцарт в своем произведении «Все так делают», рассказывает о горничной Деспине, которая возвышает вкус шоколада.
Существуют также более эзотерические примеры, менее веселые, но связанные с едой, напитками, угощением. В том же произведении «Дон Жуан» в предпоследнем действии оперы Статуя Командора отказывается от приглашения на банкет, отвечая, что «не следует потреблять смертную пищу, а следует потреблять пищу небесную». Музыка Вагнера также предоставляет нам подобные примеры. В произведении «Тристан и Изольда» двух главных героев поглощает невероятное притяжение друг к другу после угощения магического фильтра (фильтра любви) с одного бокала, что станет с этого момента основополагающим элементом всей оперы. В произведении «Парцифаль» мы наблюдаем еще сильнее связь. В замечательной Прелюдии первого действия мы видим настоящий Лейтмотив ужина, банкет любви, отмечаются в опере в честь Тайной вечери. По словам самого Вагнера это начало представляет именно перевод на язык музыки слов Христа: «возьмите мое тело, возьмите мою кровь».
В некоторых случаях голосовое произведение, даже если оно не оперное, воспевает или описывает вкусности еды или напитка. Это случай «Кантаты кофе» Баха. Или же это случай известного рецепта, что берет свое название от оперного шедевра, речь идет о сицилийском блюде «Паста алла Норма», название которой чтит и отмечает бессмертную оперу Беллини, композитора из Катании. Наконец, можем вспомнить любимую связь между Балетом и заклинанием пищи. Об этом говорится в произведении «Щелкунчик» Чайковского, которое ставится накануне Рождества, и в котором некоторые произведения связаны с напитками и сладостями: испанский танец (Шоколад), арабский танец (Кофе), китайский танец (Чай) и Танец трубочек с кремом.
Аурелио Каноничи: Дирижер, композитор, популяризатор музыки, педагог. Художественный руководитель Фестиваля Равелло, дирижировал на концертах в Италии, Ватикане, Испании, Германии, Австрии, Польши, Венгрии, Украины, Южной Кореи, Турции, Румынии, Болгарии, Молдове. Написал музыкальное сопровождение к фильмам, рекламных роликов и документальных фильмов на каналах РТИ1 и РТИ2 в дополнение к музыке для театра и балета производства РТИ Трейд. Является автором книги о Вагнере и о Россини. Регулярно проводит конференции на предмет разъяснения классической музыки. Есть доцентом оркестрового исполнения при Консерватории города Аквила.
Продолжительность 2 часа