Помни / Memento (Кристофер Нолан /Christopher Nolan) [2000г., Триллер] США
04 апреля, воскресенье / 19:00

Леонард Шелби изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «Ягуаре», но проживает в дешевых мотелях. Его цель в жизни — найти убийцу жены. Его проблема — редкая форма амнезии, потеря короткой памяти, помня все до убийства, он не помнит, что было пятнадцать

Помни / Memento

Год выпуска: 2000

Страна: США



Продолжительность: 01:53:26



Режиссер: Кристофер Нолан /Christopher Nolan/

Сценарий: Кристофер Нолан /Christopher Nolan/ по рассказу Джонатана Нолана /Jonathan Nolan/

В ролях: Гай Пирс /Guy Pearce/, Кэрри-Энн Мосс /Carrie-Anne Moss/, Джо Пантольяно /Joe Pantoliano/, Марк Бун Джуниор /Mark Boone Junior/, Расс Фега /Russ Fega/, Джоржа Фокс /Jorja Fox/, Стивен Тоболовски /Stephen Tobolowsky/, Харриет Сэнсом Харрис /Harriet Sansom Harris/, Томас Леннон /Thomas Lennon/, Каллум Кейт Ренни /Callum Keith Rennie/



«Меме?нто» (англ. Memento, в российском прокате «Помни», США, 2000) — триллер режиссёра Кристофера Нолана, поставленный им по собственному сценарию на основе рассказа «Memento Mori» своего брата Джонатана.

Перевод названия фильма как «Помни» (или даже «Память» в дубляже) не является корректным: слово «мементо» — не английское, и в равной степени является аллюзией на крылатый латинизм Memento mori для носителей и английского, и русского языков.

Лента впервые была показана на Венецианском кинофестивале в 2000 году и сразу же шумно одобрена критиками. Впервые в прокат фильм вышел во Франции — 11 октября 2000 года. На экраны США фильм вышел в ограниченный прокат 16 марта 2001 года и снискал любовь публики.





Описание:

Леонард Шелби изысканно и дорого одет, ездит на новеньком «Ягуаре», но проживает в дешевых мотелях. Его цель в жизни — найти убийцу жены.

Его проблема — редкая форма амнезии, потеря короткой памяти, помня все до убийства, он не помнит, что было пятнадцать минут назад. Его друзья — Тедди и Натали, да и друзья ли они ему. Его спутники — фотоаппарат «Полароид» и татуировки на теле. Главный вопрос — почему наказанных больше, чем виноватых?



Альтернативное описание:

Главный герой фильма Леонард Шелби (Гай Пирс), следователь страховой компании, разыскивает убийцу своей жены. Основная трудность заключается в том, что Леонард пережил тяжёлую травму головы и не может удержать в памяти ничего дольше 10 минут. Ему постоянно приходится оставлять самому себе записки, фотографии и даже делать татуировки для напоминания о людях, местах и событиях, которых не может сохранить его память. В расследовании ему помогают человек по прозвищу Тедди (Джо Пантолиано) и девушка Натали (Кэрри-Энн Мосс), но он не может доверять никому из них.

Основная интрига фильма заключается именно в скрытой от Леонарда части расследования — той, что осталась в недавнем прошлом. Чтобы сохранить интригу и заставить зрителя взглянуть на происходящее глазами героя, режиссёр использует инвертированную композицию: в одной из плоскостей повествования изложение разбито на пятиминутные отрезки, которые следуют друг за другом в обратном порядке. Каждый следующий сегмент показывает, чем обусловлены события предыдущего. Понять действие фильма весьма непросто.



Описание от М.Иванова:

По рассказу Джонатана Нолана. Леннард Шелби (Гай Пирс) никогда не расстается с фотоаппаратом поляроид. Приехав вместе с Тедди в заброшенный склад, он достает фотокарточку, на которой написано «Тедди, не верь ему, он лжет. Он тот самый, убей его». Леннард сбивает Тедди с ног, приставляет к его лицу пистолет и говорит, что Тедди убил его жену и должен молить о прощении. Раздается выстрел. Леннард мучительно пытается вспомнить все, что связано с ним и его женой. Он пишет сам себе записки, страдая от редкой формы амнезии — он помнит все, что случилось до убийства его жены, но не помнит, что было несколько минут назад. Это синдром потери краткосрочной памяти. На руке у него написано: «Помни Сэмми Дженкинса». Каждое утро, чтобы узнать свою машину, ему приходится смотреть на фотографию. От Гая Пирса с экрана исходит шизофреническая интенсивность. Все тело исписано татуировками: «Найди его и убей, фотография, дом, машина, друг, враг. Не поддавайся слабости. Джон Джи изнасиловал и убил мою жену». Да, при такой амнезии довольно трудно найти настоящего убийцу и не убить невиновного, зато такого человека легко использовать, направив не по тому адресу. Запись на следующей фотографии: «Сегодня в час дня встретиться с Натали, она тоже потеряла близкого человека, она поможет тебе из сочувствия». Натали передает ему данные о Джоне Джи, копию его прав и техпаспорта. Натали дает ему адрес склада на окраине, где ее бывший друг проворачивал свои дела. Ленард говорит, что память обманчива — она интерпретирует, а не оперирует фактами. Он одержимо настроен найти убийцу жены. В этом ему помогают Тедди и Натали, но как он может положиться на них, если ничего не помнит? Например, он показывает Натали, замешанной в краже наркотиков, фотографию убитого человека, а та говорит, что больше ей о нем можно не беспокоиться. Что будет с Леннардом и кого-еще ему придется убить, имея таких друзей, как Натали и Тедди, и когда дело касается и торговли наркотиками? Сам Леннард ездит на дорогом ягуаре, носит дорогие костюмы и считает, что он страховой следователь.

Фильм снят хаотично, как хаотична и память Леннарда, но к концу фильма кусочки должны сложиться так или иначе. Любопытная лента, но ее фрагментарность может не понравиться любителям более ясных сюжетных линий. Я, например, не могу утверждать что понял эту головоломку до конца.