К 100-летию со дня рождения художника
Евгений Павлович Егоров принадлежит к тем художникам, которым суждено было то ли счастье, то ли тяжелая ноша совмещать творческую деятельность с многолетней преподавательской и административной работой. Поразительно, сколько сил и вдохновения имел этот незаурядный человек – настоящий авторитет среди преподавателей и студентов художественного института, педагог, который упорно работал над усовершенствование системы профессионального образования, один из ярких представителей харьковской школы рисунка и, прежде всего, художник, опыт и мастерство которого не затмили образного восприятия окружающего мира.
Е.П. Егоров родился 17 мая 1917 на станции Красный Лиман Донецкой области в семье железнодорожника. Рисованием начал заниматься еще в школьные годы, а с 1933 по 1936 гг. работал оформитель в местном дворце культуры и одновременно учился на рабфаке. Художественное образование юноша получил в Харькове, где ему посчастливилось быть учеником известного педагога, воспитанника Петербургской Академии художеств, выдающегося рисовальщика Алексея Афанасьевича Кокеля.
Период студенчества Е. Егорова прерывался из-за исторических событий: с 1939 года он принимал участие в советско-финской войне, а затем и во Второй мировой. После демобилизации в 1945 году вернулся в Харьковский художественный институт, по окончании которого остался работать в учебном заведении, в разные годы занимая должности заведующего кафедрой рисунка (с 1959), проректора по научной работе (с 1970) и, наконец, ректора (1972 - 1985) .
Значительная нагрузка организационной работой не препятствовала наставнической деятельности Егорова, убежденного в значимости и важности преподавания академического рисунка как основы художественного творчества. Много современных художников с особой теплотой и благодарностью вспоминают занятия, которые проводил Е.П. Егоров. «Он был уникальным педагогом. – пишет В. Ганоцкий, – ... Он умел всего лишь одним движением карандаша придать грамотному рисунку художественность, вдохнуть жизнь в рисунок студента – это мог сделать только человек, наделенный удивительным талантом и колоссальным педагогическим опытом». Сегодня немало учеников Евгения Павловича, среди которых В. Ковтун, В. Чурсина, А. Ерофеева, В. Чаус, И. Моргунов, В. Лесняк, Г. Тищенко – известные мастера местного художественного сообщества, некоторые, продолжая его дело, преподают в профильных учебных заведениях.
Творческое амплуа Е. Егорова чаще всего связывается с элитарным искусством рисунка, в котором профессиональную некомпетентность невозможно скрыть за разнообразием художественных средств. Оставаясь один на один с листом и карандашом (или другим), автор становится максимально честным в своих изобразительных возможностях и предпочтениях. Именно такой художественной правдивостью отмечены оригинальные графические работы 1950 – 70-х гг. В основном это портреты, среди которых «Колхозник К. Бондаренко» (1957), «Портрет брата Юрия», «Портрет жены», «Портрет П. Прилипко» (1962), «Доярки» (1960), «Сережа» (1966) и др. Обычно, изображения лишены какого-либо антуража, второстепенных деталей, фона, ничто не отвлекает внимание от модели. Кажется, художнику просто не нужны дополнительные атрибуты-помощники, чтобы рассказать о портретируемом, донести главное без лишнего пафоса. Захватывает мастерство рисовальщика, умение не только передать внешнее сходство, возрастные признаки, но и создать образы емкие, насыщенные разнообразным настроением. На это работают точно найденные ракурс, поворот фигуры, наклон головы, мимика, взгляд. Егоров был сторонником тонового, психологического рисунка. Любимые материалы (уголь, сангина, пастель и т.п.) позволяли достигнуть живописности графического изображения, дать многочисленные эмоциональные характеристики.
Кроме оригинальных техник в круг творческих интересов Е. Егорова входила и печатная графика. Ряд экспонируемых композиций – литографии («Портрет колхозника Мироненко» (1955), «Портрет матери» (1954), «Портрет Г. Верейского» (1958) и др.). В общем, диапазон моделей достаточно широкий, заметное место в нем занимают портреты представителей творческой интеллигенции: это и художники прошлого, классики мировой литературы (Т. Шевченко, И. Франко, А. Грибоедов, В. Маяковский), и современники Е. Егорова (В. Мироненко, В. Вихтинский, Г. Беркович), коллеги автора по художественному цеху.