• Головна
  • Чем хороша для Харькова федерализация: плюсы и минусы системы, и есть ли альтернатива
аналитика
12:47, 1 квітня 2014 р.

Чем хороша для Харькова федерализация: плюсы и минусы системы, и есть ли альтернатива

аналитика

«Референдум», «федерализация» -  пророссийские активисты настаивают: это единственный путь к улучшению жизни в нашем регионе. Так ли это?

Интересно, но тема федерализации затрагивается не впервые. Еще 10 лет назад ее очень активно обсуждали в Луганске. Правда, тогда это быстро пресекли и вот спустя много лет вновь подняли на поверхность эту идею.

Чем так привлекает народ уход на самовольные хлеба, мы попробовали разобраться. А точнее понять, чем хороша эта самая федерализация, что она вообще из себя представляет и какие у этой идеи плюсы и минусы.

Как работает система

Чтобы говорить о федерализации, изначально нужно понять, как работает система городского бюджета и какие обязанности у казначейства.

Государственное казначейство должно реализовывать принцип Единого казначейского счета государственный бюджет в сочетании с централизованной системой, которая позволит иметь исчерпывающую информацию о ежедневном состоянии государственных финансов, обеспечит возможность маневрирование государственными денежными ресурсами. В этих условиях по банковской системе остается осуществление функций аккумуляции средств государственного бюджета Украины, их хранение и перечисление по поручению органов государственного казначейства, а также прием, хранение и выдачу наличных. А за министерствами и ведомствами остается право распределения ассигнований по направлениям расходов средств, утвержденными государственным бюджетом Украины.

Простыми словами, деньги циркулируют. Город деньги заработал, отправил в столицу, а потом ждет, когда их вернут обратно.

Федерализация же как таковая предполагает восстановление каждой области как субъекта с собственным источником финансирования и реализацией этих денег в другие программы.

Простыми словами, каждая область обеспечивает себя сама. Идея кажется весьма привлекательной, но есть два момента. Первый: сегодня в Украине не может быть отдельных областей, потому что у нас единый бюджет. Да и законодательство по этому вопросу не принято.

И второй – моральный. Федерализация, это как два холодильника в одной семье. Один член семьи зарабатывает больше – соответственно живет лучше, а второй смотрит на него  жалостливыми глазами. Как тут не поделиться?

Из мухи сделали слона

Кстати, по мнению политологов, сам вопрос очень раздут. Его лоббируют желающие раскачать ситуацию на востоке и те, кому понравилось умное слово.

«Вести разговор об этом не стоит. Людей, инициирующих процесс, не более 5-10 тысяч. Для Харькова с его милионным населением — минимальное количество желающих. Правительство стремится к единению государства, а пророссийско настроенное общество (его даже оппозицией назвать нельзя) нагнетает ситуацию путем поднятия этой темы. Перспектив она не имеет: большинством населения не поддерживается, да и не может отдельная область стать субъектом федерации. Тема раздутая, как и русский язык. Проблема, вроде бы, есть, пути разрешения есть, а выхода нет», - говорит политолог Валерий Дудко.

С экономической точки зрения федерализация могла бы быть полезной, ведь в регионе оставалась бы большая часть денег.  Сейчас многие города сталкиваются с проблемой невозврата средств из казначейства. Из-за этого бюджетникам задерживают зарплаты, на государственные предприятия не поступают дотации. Вспомним хотя бы ситуацию с Харьковским зоопарком…. Городские же власти отвечают, что деньги у Харькова есть, и они регулярно перечисляются в Киев, но вот обратно их уже не возвращают.

«Проблему бы снизило наличие регионального счета. Налоги, которые собираются в регионе, должны в регионе и оставаться, за исключением небольшой части, которая должна идти в Киев», - считает экономист Александр Кирш.

Одного желания мало

Чтобы провести референдум законно и грамотно, одного желания громады недостаточно. Инициатива, конечно, может исходить с мест, но  федерализация путем проведения местных референдумов невозможна. У нас просто нет закона о местном референдуме.

Юристы говорят, что проведение незаконного референдума усложнит жизнь населения отдельного региона и приведет к новым сложностям. Это касается того случая, если в Харькове повторится «крымский сценарий».

«Если федерализация произойдет законным путем, после принятия Конституции, то для людей ничего не поменяется. Они останутся гражданами Украины. Но если референдум будет незаконным, то придется иметь у себя два паспорта: украинский и российский. Российский — для того, чтобы нормально жить на этой территории, получать пенсию, работать. Но в этот паспорт они никогда не получат Шенгенскую визу, с ним они не смогут наладить отношения с партнерами из Европы, для чего придется сохранить украинский», - поясняет, кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного права института международных отношений КНУ им. Т, Г. Шевченко Антон Кориневич.

Государство из разных кусков

Несмотря на все «за», эксперты сходятся во мнении, что федерализация расколет Украину. Это неизбежно. Даже если она будет называться одной страной, по сути, каждая область будет жить сама по себе.

Специалисты говорят, что это минус, который превышает все возможные положительные моменты. Может получиться государство, «сотканное из разных лоскутов», как Босния и Герцеговина, к примеру, где субъекты федерации толком не контактируют друг с другом.

Альтернатива референдуму

Существует альтернатива федерализации — децентрализация власти, о чем, собственно, ведет речь нынешняя власть.

Премьер-министр Арсений Яценюк ранее заявил, что облгосадминистрации – рудимент прошлого. То есть от них можно отказаться, в том числе и от такой должности, как губернатор.

Яценюк инициировал создание исполкомов, избираемых и подотчетных советам.

«Исполкомы должны взять на себя всю полноту ответственности за состояние дел в каждой области. Это обеспечит в первую очередь подотчетность тех людей, которые будут распоряжаться местными ресурсами, непосредственно перед местной общиной», - предложил премьер-министр Украины.  

Такая смена формы правления в регионах повлечет за собой и бюджетные изменения. Если до сих пор все средства направлялись в центральный бюджет, а затем перераспределялись сверху вниз, то после децентрализации эта схема изменится.

Ранее только 3 из 27 административно-территориальных единиц Украины – Харьковская, Полтавская, Днепропетровская области – не нуждались в дотациях, а еще 3 – Сумская, Черкасская и Львовская – перечисляли в госбюджет столько же, сколько получали. Все остальные регионы, включая Крым и Донбасс, оставались и остаются дотационными.

Более детально новое для Украины распределение полномочий и ответственности между центром и регионами будет изложено в проекте Конституции, который планируется внести в Верховную Раду 15 апреля.

Эксперты уверены, что такая смена распределения полномочий - хорошая альтернатива нынешнем устройству и референдуму.

«Это позволит убрать ставленников Киева с мест. К тому же больше денег оставлять в местном бюджете и позволять территориальной громаде решать все вопросы», - считает юрист Антон Кориневич.

Делая вывод, эксперты все как один уверяют, возможная выгода от федерализации носит чисто экономический характер. Но грозит расколом страны и политической изоляцией, а вот децентрализация - реальный способ примирить все регионы и объединить желания всех украинцев. Но, правда, есть одно но..

...если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Маяковский.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#федерализация #украина #референдум #децентрализация
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...