
Харьков, который мы потеряли: есть в нашем городе известные, «живые» театры, а есть и театры-призраки (фото)
Как говорил Бернард Шоу, отношение к театру является показателем расцвета нации. По мнению Вольтера, театр поучает так, как этого не сделает толстая книга. Владимир Маяковский назвал театр не отображающим зеркалом, а увеличивающим стеклом...
Оперный театр, имени Шевченко, Пушкина, кукольный… Сегодня театры, можно сказать, не популярны. Их посетителями стали в основном люди старшего возраста, а также редкие ценители. Наступил век интернета, электронных книг и клубов... Чего нельзя сказать о прошлом веке. Всегда можно посмотреть каталог лучших мест Харькова.
Кроме живых, красивых, известных почти каждому харьковчанину театров, в нашем городе есть и театры-призраки…по аналогии с городами-призраками. Сгоревший театр музкомедии служит ярким тому примером.
На пересечении улиц Карла Маркса (до революции 1917 года — Благовещенской) и Дмитриевской некогда был знаменитейший театр. Его здание почти 60 лет принадлежало самому посещаемому театру Харькова – музкомедии. Во времена советской власти музкомедию считали буржуазным излишеством и всячески презирали. Наверное, именно поэтому фотографий театра нет ни в одном альбоме о Харькове. Мы можем лишь представлять былое величие театра, естественно, в меру своей фантазии.
В 1911 году на перекрестке Благовещенской и Дмитриевской театральный предприниматель Герасим Михайлович Муссури решил возвести цирк. Строительство шло «на широкую ногу». Автор проекта — архитектор Борис Николаевич Корнеенко, известный харьковчанам также как создатель бывшего ломбарда на улице Университетской, вложил в него всю душу. В то время этот цирк считался самым большим в мире — он вмещал почти 6 000 зрителей. Эта цифра весьма впечатляющая даже по современным критериям. Однако цирк стал не только самым большим, но и красивейшим во всей Европе. Построен он был в популярном в то время стиле «модерн» из красного кирпича. Зрительный зал не имел подпорок, а высота купола составляла 70 метров. Места для зрителей располагались амфитеатром, а сама арена была ниже уровня земли.
Но тогдашние жители Харькова были несколько избалованы зрелищами, что удивить их цирком было уже практически невозможно. Поэтому в 1912 году Муссури решил переоборудовать цирк в театр. Замахнулся предприниматель высоко — на целый оперный. Зрительские места перестроили, под куполом повесили потолок. Акустике здания, конечно, было далеко до театральной, но хозяин поспешил открыть новый сезон. Начал его с оперы Верди «Аида». Для ее постановки Муссури пригласил лучших певцов и даже выписал из Африки живых верблюдов. Но это его не спасло: он разорился и был вынужден свой театр продать.
Впоследствии здание неоднократно перестраивалось, постепенно утрачивая первоначальный вид, — менялся фасад, утрачивались детали, здание было обложено желтой плиткой.
Но театр не умер. Он просуществовал до Октябрьской революции. С 1919 года по 1923 год здесь было здание общественного характера. В нем было принято решение о присоединении Украины к советскому союзу, и первая конституция Украинской ССР. В театре «Муссури» (это название к нему прилипло «как банный лист») выступали Крупская и Дзержинский, пел Шаляпин. До момента постройки ХАТОБа это был самый большой театр Харькова.
За 7 лет, с 1922 по 1928 год, здание переходило из рук в руки, и только к 1929-му получило постоянного хозяина. Им стал первый в Украине театр оперетты. Открылся он спектаклем «Орфей в Аду» к созданию которого либретто писал сам Остап Вишня. В этом же здании была поставлена первая украинская оперетта - «Сорочинская ярмарка». Здесь была поставлена первая «Свадьба в Малиновке». Потом она уже была поставлена и в Москве, и в Одессе, был снят фильм. А первый спектакль был в этом здании. Сюда приезжали московский театр оперетты, Пугачева, Высоцкий, Миронов, Ширвиндт.
Но слава театра «Муссури», памятника архитектуры с богатейшим прошлым, жила недолго. В 1987 здание признали аварийным и театр музкомедии переехал в ДК «Пищевик». Говорили, это временно. И так это «временно» длится уже неполных 27 лет.
Но «Муссури» живет и может прожить еще лет 100, если ему не помогать разрушаться...
По словам директора театра музкомедии Игоря Коваля оно было продано властями коммерческим структурам. Артистам сообщили об этом в письме. Это было в январе 2005 года.
С того времени прошло уже более 7 лет. Говорят, в здании театра хотели сделать выставочный зал. Но новые владельцы столкнулись с проблемой аварийности: тяжело восстановить купол театра. В итоге так его и забросили, обнесли высоким забором и заложили все входы-выходы. «Муссури» все еще ждет своей участи.




















