8 декабря 2013 со сцены перед большой аудиторией впервые прозвучало словосочетание "Революция Достоинства". Его озвучил Олег Тягнибок. Однако автором термина был другой "свободовец" – Юрий Сиротюк.
Архиепископ Игорь Исиченко: "Мы лучше воспитываем это поколение, когда уважаем чувство достоинства"
У меня как участника Оранжевой Революции было две мечты, – объясняет Юрий Сиротюк. – Первая – чтобы снова революцию не назвали как-то там "цветочком", "пузырьком", "оранжевым", "зеленым", "фиолетовым". Потому что по моему убеждению мы переживаем процесс национальной революции. Классической европейской революции и установление национального государства.
О настоящем смысле Революции Достоинства как продолжающегося и ныне продолжающегося процесса, об истоках украинского достоинства в истории, о колониальных мифах и о том, как передать ощущение собственного достоинства новым поколениям в дни очередной годовщины Революции Достоинства поговорили с архиепископом Игорем Исченко.
"Революция Достоинства продолжается до сих пор"
Что такое понятие Революция Достоинства? Какие смыслы вкладываются в это сочетание, которое получило огласку во времена революции и Майдана?
Надо децентрировать понятие Революции Достоинства и Майдана. Последний Майдан, начинаясь в ноябрьские дни 2013 года, остался как Евромайдан. Он имел достаточно ограниченное значение, чтобы добиться продолжения евроинтеграционного процесса, остановленного Виктором Януковичем. Не все в Украине поддержали идею интегрирования Украины в систему ценности, сложившуюся в то время в Евросоюзе.
Поэтому Евромайдан был проектом группы либеральных молодых людей, студентов. Но вот когда через несколько дней, с неожиданной абсолютно алогической жестокостью, был разогнан этот Евромайдан, вот тогда и началась настоящая революция достоинства. Революция Достоинства – это не название для отдельного мероприятия, ограниченного событиями 2013-2014 годов. Это процесс, который начавшись тогда, продолжается до сих пор. Ибо наша война, наше сопротивление русской агрессии, является также важной частью этой Революции Достоинства. Это процесс, который должен затрагивать каждого из нас, и непосредственно связан с разоблачением собственной идентичности.
Знаете, насмерть гетмана Сагайдачного с тех пор Костиян Сакович еще в 1622 году написал такой панегирик «Некролог», и в нем выделяются две самые главные шляхетские ценности, за которые боролся гетман Сагайдачный. Это свобода и достоинство. Мы никогда не должны забывать, что формировались как государственная нация в составе Речи Посполитой.
Мы были создателями этого государства, а не объектом колониального правительства, как это показывала российская пропаганда. В конце концов, и польская пропаганда тоже иногда хотела маргинализировать участие украинцев в создании этого государства. Государство, являвшееся республикой, с гарантированной защитой, в том числе, и чувствами достоинства людей.
Следовавшие за тем казацкие времена также укрепили у нас все чувство собственного достоинства. Я вспоминаю еще самое старое поколение тех, к сожалению, уже давно умерших наших дедушек и бабушек Слобожанщины, потомков украинских казаков, которые осваивали наши земли. Знаете, они приучали своих детей и внуков самое главное не попрошайничать, не просить у кого-то помощи, творить себя своими силами.
И, собственно, это те уроки, которые мы начали проходить из Революции Достоинства, когда мы попытались своими руками сменить власть. Когда начали, вялый к тому процесс очистки от колониального угнетения, которое деформировало личность каждого из нас. И именно ход этого процесса, который встречает такие тяжелые препятствия, как коррупция, которая касается не только, к сожалению, высших эшелонов нашей власти и их окружения, но и тех рядовых украинцев, которые так же понимают чувство собственного достоинства, продавая его за какие-то уступки своей совести, собственно, это и есть. Революции, закаливающейся кровью сейчас на всех фронтах, где мы защищаем свою Родину от русского прогресса.
"Нам важно избавиться от комплекса неполноценности"
Как насчет наших северных соседей – им свойственно понятие достоинства?
Я думаю, что для нас очень важно отвлечься от этого комплекса оглядки на соседей и осуждения соседей. К сожалению, очень часто в последнее время, это было после начала полномасштабного вторжения России, мы все свои беды связываем с русским. Мы стараемся идеализировать себя, сравнивая с таким карикатурным образом в России. Русский народ живет своей жизнью. И нам нужно привыкнуть к тому, что мы живем вне зависимости от них.
Ибо постоянное оглядывание на Россию, писание слова "Россия" с маленькой буквы и подобные вещи, выглядят довольно смешно и свидетельствуют о тяжелой болезни в человеческом достоинстве, комплексе неполноценности. И вот нам самое важно этого комплекса избавляться.
"Чувство достоинства - это одна из основ христианской антропологии"
Скажите, как пронести это чувство обретения, возвращение собственного достоинства, как пронести и сохранить новое молодое поколение? Что нужно делать нынешним поколениям, чтобы не потерять эти чувства?
Я думаю, каждый человек отличается стремлением к защите своего достоинства. Не деформируйте его. Заботиться о защите чувства достоинства. Знаете, когда я исповедую бабушек, мам, то я чаще всего им говорю, когда они жалуются на своих детей, что они должны учиться видеть в своем ребенке личность и свое собственное достоинство.
И мы лучше воспитываем это поколение, когда почтим это чувство достоинства. Мы приучаем их не предотвращать перед нами или кем-то другим. Мы разрешаем искать в жизни своего места.
Чувство достоинства – это одна из основ христианской антропологии. Ведь когда мы говорим, что можно творить человека по образу и подобию, это не означает внешность. Это внутренние свойства человека. В которые, собственно, и входит это умение уважать себя и уважать других. Чтить свободу воли другого человека. Безусловно, нам во многом мешает атавистическая система образования, паразитическое искусство образования, которое во многом приносит школьную систему на жертву бюрократического эксперимента. Но все же человек формируется в своей ближайшей среде. Я думаю, что здесь от нас, от нашей внимательности, деликатности зависит, насколько молодой человек будет вырастать из вакуума, защитить себя и свои ценности, а также тех, кто ему родной и дорогой.
"Уроки голодоморов: держаться своего и поддерживать друг друга"
На днях также вспоминаем жертв голодоморов. С какими мыслями и чувствами Вы подходите к этой годовщине?
Малых лет я слышал своих ближайших людей, конечно перед чужими об этом не говорили, упоминания о тех настоящих временах. Те времена я выжил только благодаря тому, что дедушка мамы работал на железной дороге, имел какой-то паек. Но до сих пор болит, когда вспоминаю, как отец, а ему в 33 году было 5 лет, вспоминая, как когда был маленьким ребенком переступал через тела умерших людей.
Когда я ездил по области, на фольклорную практику, в 80-х годах, уже работая в университете, очень часто я попадал в села, где такие запустевшие, опустевшие уголки села, на которых люди жили до 30-33 лет, вымерли, и потом там никто не селился. Вот эти пустоши, мне кажется, и являются таким символом того голодомора, пустоши, которые остались в нашем сознании, страх, атавистический страх за будущее, который закладывался тогда, страх перед возможным голодом, который заставляет наших старших людей держать запасы макарон где-то всяких на балконе, и военные времена добавили к этому.
Очевидно, что голодомор был вызван попыткой оккупационных властей превратить нас в безвольных рабов, которыми легко было бы манипулировать. Наш народ не дал этого сделать. И это мы должны дорожить.
И то, что люди умирали, но не шли на уступки экспериментам власти, которые являются ценностью нашего прошлого. Я бы вспомнил все-таки больше не о тех эпизодах каннибализма, которые очень люди смаковали каждый год на памяти жертв голодомора, а в тех случаях, когда люди умирали, отдавая свои запасы детям, чтобы те выжили. Когда пробовали противиться, когда отказывались идти в колхоз, мой прапрадед так умер, не желая избавиться от того имущества, которое так тяжело добывал до этого. Собственно, это очень болезненная страница нашего отстаивания собственного достоинства.
Мне рассказывали об одном земляке из соседнего села, которого выслали в качестве кулака тогда же во время принудительной коллективизации, начала голодомора. Он уехал в Сибирь, прижился, и потом уже через несколько десятков лет он приехал в деревню и стал ходить по домам. Бедных, ободранных избах, тех бывших коллективизаторов, которые помогали грабить его имущество, приказывая, "Ну что, ты разжился? Где те вилочки, где те ложечки, что ты у меня забрал? Нет, потому что ты голоден и таким и будешь. А я смог выжить и поднять собственное хозяйство". Ну, очевидно, что это один из тех счастливых примеров, когда человек смог спастись в отличие от других сотен и тысяч, которые, к сожалению, погибали в то время.
Но, тем не менее, это пример несокрушимости в борьбе за свою идентичность, за свое право управлять своей жизнью, иметь свое хозяйство, а не работать на жестокого хозяина в лице государства. Это тоже те уроки, которые оставил нам Голодомор 32-33 лет: держаться своего и поддерживать друг друга. То, чему сейчас так строго учит нас нынешняя война.