Рисунки на теле и душе. История первая: Елена

Елена Вовк хорошо знает, что такое ждать с войны. Что такое встречать новости с фронта со сжатым сердцем |

Еще с 2014 года ее муж на защите, а сама она с первых дней пошла волонтерить. Больше всего помогала батальону «Донбасс» — привозила необходимое, собирала помощь, поддерживала семьи раненых и не вернувшихся.

Постепенно она увидела, что после похорон или известия об исчезновении семьи погибших остаются один на один с горем и бюрократией. В 2017 году Елена создала общественное объединение «Верное сердце» для поддержки семей погибших и без вести пропали — пространство, где семьи могли не только получить юридическую помощь, но и почувствовать, что их слышат и понимают. Вместе с адвокатами и юристами они даже разработали «дорожную карту» для таких семей — шаг за шагом, что делать в первые дни, куда идти, к кому обращаться. Книги разлетелись не только по Харькову, но и по всей Украине, а теперь выходят и в электронном виде, чтобы законы, которые меняются чуть ли не ежемесячно, не делали эту поддержку устаревшей.

Но в 2020-м, когда волонтерское движение немного стихло, Елена решила вернуться к своему давнему увлечению.

И потому, что я люблю рисовать, и у меня художественное есть образование, и мне нравились тату, я пошла на обучение тату. Открыла свой кабинет, сделала ремонт, но пришло полномасштабное вторжение, все разрушено, нет ничего, как в ретроспективе рассказывает Елена.

Однако другие мастера поддержали: поделились материалами, позволили работать.

Вскоре появилась идея большего — студия, где татуировка становится не только профессией, но и терапией. При поддержке доноров Елена запустила проект арттерапии и обучения для ветеранов, людей с ампутациями, семей погибших и пропавших без вести. Два года она писала гранты и в конце концов победила в конкурсе Украинского ветеранского фонда. С января проект стартовал: за год обучения прошли уже 30 учащихся, среди которых несколько открыли собственные кабинеты, другие развивают навыки или готовятся к запуску бизнеса.

"Мы даем не просто технику тату или перманенту, - объясняет Елена. - Это и бизнес-курс, и маркетинг, и психологическая поддержка. Это шанс начать новую жизнь. Учеников обучают опытные мастера, художники, специалисты по ассоциации частных работодателей. Программа насыщенная и уникальная для Украины - очень уместное.

Среди выпускниц – Наталья, жена ветерана, которая после курсов открывает кабинет в Солоницевке; Лера, мама троих детей и вдова погибшего, уже имеющая мини-студию в Змееве и стабильный доход; Нина, чей мужчина пропал без вести, которая после учебы нашла себя в создании оберегов-мотанок; еще одна ученица из Чугуева, мама ребенка с инвалидностью, запускающая собственную студию.

"У нас закрытый чат, – улыбается Елена, – мы там друг друга поддерживаем и словом, и делом. Мы не конкуренты, мы партнеры".

Для Елены тату – это не только про рисунок на теле. Это способ без слов сказать, кто ты. Это память, поддержка, идентичность. Это закрытый шрам – физический или душевный. Это три маленьких зубчика трезубца на руке, чтобы напомнить: "Я из Украины". Это большое патриотическое изображение на военном плече. И это новая профессия для тех, кто после потери или ранения ищет сопротивления в жизни.

"Для меня важно, чтобы люди не просто получили помощь, – говорит Елена, – а имели инструмент, чтобы зарабатывать и жить дальше. Чтобы чувствовали: они могут, у них получается, и они нужны".

Этот материал стало возможным создать благодаря поддержке Правительства Королевства Нидерландов в рамках проекта «Женщины, мир, безопасность: местные нужды – местные решения», реализуемого Украинским Женским Фондом. Информация, представленная в материале, не всегда отражает взгляды правительства Королевства Нидерландов.