В прифронтовом городе, где лишь ненадолго утихают сигналы тревоги, трудно оставаться в покое, не испытывать стресса и не задумываться о нравственном состоянии как собственном, так и своей семье. Особенно последствия войны отражаются на самых уязвимых – детях. Юлия Порункова, практический психолог Центра психологической поддержки, адаптации и интеграции "ХАБ 057", ведет подростковые группы и психологический клуб для подростков. Специалист ответила на вопрос редакции 057 - как защитить и уберечь ребенка от вербовки и опасных социальных связей.
Безопасное пространство
Несколько слов о Вашей работе в ХАБ 057 - это за пространство, объясните пожалуйста для тех, кто еще не знает о нем.
ХАБ 057 – это безопасное пространство психологической поддержки и творчества для детей и взрослых Харькова и области. Мы работаем в рамках проекта «Психосоциальная поддержка и психическое здоровье как основа отказа и укрепляемость общества» при поддержке польского Фонда HumanDoc и Общественной организации «Харьковский фонд психологических исследований».
Это пространство, в котором проходит работа со всеми категориями людей. Для детей от 3 лет до взрослых в возрасте 80 лет. С детьми у нас происходит такая работа, как подготовка к школе, работа с эмоциями, куклотерапия, для подростков психологический клуб отношения, чувства, как строить здоровье, отношения, есть игротека, психологический кинозал, театральная студия, плейбек театр.
Также это арт-терапевтические группы, восточная живопись, флейта. То есть происходит работа по поддержанию всех жизненно необходимых функций и поддержанию ментального здоровья для всех категорий людей. Также мы работаем с военными и их семьями. У нас проходят индивидуальные консультации психологов. На нашей базе работают больничные клоуны, которые выезжают в хозписи и детские больницы. И у нас работает выездная мобильная программа, работающая с детьми и подростками в Харьковской области.
В частности, в психологическом клубе мы разбираем темы, которые необходимы для построения отношений с собой, с миром и окружением. И разбираем такие темы, как кто такой подросток, что с ним происходит, какие эмоции, как преодолеть страхи, профилактика улицы, профилактика вовлечения в негативные социальные группировки.
Родители не всегда понимают опасность
Сейчас, когда страна в состоянии войны, а Харьков в непосредственной близости от фронта и почти ежедневно подвергается дроновым атакам, повышается обеспокоенность состоянием подростков. Учащаются случаи, когда дети этого возраста нападают на взрослых людей, избивают, а то и убивают их. Еще чаще мы читаем, что СБУ задержала дежурного агента ФСБ подросткового возраста. Почему это происходит с детьми?
Чтобы начать тему именно деструктивных социальных группировок и вербовки детей к работе в этих группировках, нужно разобраться именно в причинах. Во-первых, сейчас свободный и бесконтрольный доступ в Интернет. Подростки в сети производят до 90% своего времени. В сети находят себе друзей и отрываются от реальной жизни
Вторая причина опять же это бесконтрольное свободное время детей. Зачастую родители не знают, что делают их дети, с кем они общаются, как они общаются и какой контент в их гаджетах.
В-третьих, это все же если это происходит вербовка, то детям предлагают легкий заработок. И это одна из причин, что это желание легкого заработка и быстрой наживы. В самом деле, если говорят, сделай взрывное устройство. Он делается по таким вот предметам, которые можно найти у каждого дома. Ты фотографируешь, как ты его закладываешь под определенный объект или под машину, а мы тебе сразу на карту присылаем средства. И дети придут и из-за жажды заработка легкого они делают эти задачи.
И еще одно – действительно, сейчас у нас военное время. И не только дети-подростки, но и взрослые стали гораздо жестче. И жестокие не только по отношению к врагу, но и к своим соотечественникам. Почему? "Мы сидим под пулями, а вы уехали. Хотя и там, и там украинцы. Вы получаете деньги как ВПЛ, а мы здесь ничего не получаем. Вы прячетесь, вы уклоняетесь, а там мой дядя служит. Соседка потеряла ребенка, а кто-то там отдыхает на море".
И все эти вопросы, они опять-таки рождают вот эту ненависть друг к другу. И вызывают агрессию и жестокость. И дети все это видят, и очень много политических и военных вопросов обсуждается дома, в семье, за столом.
У подростков и детей в силу их психологических особенностей другое восприятие, чем у взрослых, иной жизненный опыт. Поэтому на все эти замечания и все эти разговоры они реагируют немного острее. И конечно же острее они делают свой фидбек. То есть, если взрослые поговорили, покричали, то подростки в силу их психологических особенностей начинают действовать. Для некоторых это игра. Для некоторых это манипуляция. Очень трудно распознать манипуляцию, особенно в сети. И каждый такой вызов, каждая задача, может стать более опасным.
И если эти подростки какие-то привлечены, например, из одного района, из одного города, из одной команды какой-то, то они между собой уже имеют определенную коммуникацию, у них есть определенное доверие. Для этого это эффект толпы. Они начинают как, знаете ли, эффект урагана. Если это 5 децибелов, то это просто ветер, а если 25, то это уже ураган. Чем больше людей вербуют, чем больше людей вовлекают в противоправную деятельность, тем жестче и тем страшнее становятся последствия. Итак, это игра со скрытым подтекстом.
Если эта вербовка происходит через сеть интернет, нам работают также психологи, которые привлекают подростков, разбирающихся в детской психологии. Которые понимают, что такое, например, для детей квест. Или они могут написать, это секретный чат, который знаем только мы с собой, никому об этом не говори. Они начинают придавливать, ломать границы, чтобы использовать ребенка для своих опасных целей. Ну и тоже сообщение. "Давайте, поможем тебе быстро заработать. Нам нужно, это несложная работа, нужно всего пару часов в день. Никто ни о чем не узнает, это не тяжело, это не сложно".
И если ребенок уже начал верить вербовщику, то злоумышленники могут начать дальше уже шантаж. То есть "ты одну задачу уже выполнил, теперь нужно следующее для того, чтобы твои родители не узнали. Если ты не выполнишь, мы там обратимся к органам, мы сделаем так, чтобы тебе было хуже".
Они работают над тем, что ребенок может бояться. И таким образом пугаясь, она погружается в эту опасную деятельность еще глубже.
Затем еще одна из причин: не всегда родители понимают также опасность. И если между родителями и ребенком нет коммуникации, доверительных отношений, то ребенок ищет себе это доверие, дружбу где-то в сети. И иногда может происходить такие манипуляции, например, я же твой друг, ты должен мне доверять. То есть они играют именно на чувствах ребенка.
Конечно, если ребенок одинок, то он принимает эту дружбу за чистую монету и еще глубже погружается в эту преступную деятельность.
Станьте другом для своего ребенка
Как вовремя родителям предупредить опасность, что делать, если она уже есть?
Во-первых, обращать внимание на настроение ребенка. То есть если происходит психологическое насилие, шантаж, буллинг, если происходит кибербуллинг, то, конечно, ребенок может резко измениться настроение.
Если ребенок всегда был веселым, активным, он может стать назначенным грустным, он замкнётся в себе. То есть обращать внимание на ее настроение и эмоциональное состояние.
Второе, обращать внимание на то, что у ребенка могут появиться какие-то новые друзья и ребенок может запираться, прятать телефон, не рассказывать или все время заниматься какими-то делами о том, чем раньше не занимались.
То есть, на нетипичность поведения своего ребенка. К сожалению, сейчас такое состояние, что родители сами находятся в состоянии стресса. И родители очень часто в первую очередь думают о том, как обеспечить именно физическую безопасность. И они не задумываются о ментальном здоровье, об эмоциональном состоянии, о психологической безопасности, поэтому могут не обращать внимание на какие-то разные проявления.
Надо стать другом для своего ребенка и строить такие отношения, чтобы ребенок не боялся рассказывать какие-то свои страхи и не боялся того, что его… Ну, вы знаете, если, например, очень строгие родители, то ребенок может бояться физического наказания.
На данный момент телефон, гаджеты, это жизнь ребенка, его мир, развлечения, это его отдых. И что делают родители – они забирают телефон. Но если ребенок уже находится в состоянии погружения, он будет искать любой способ связаться с тем пообещавшим ему человеком, который, скажем так, в кофейках стал его новым другом. И она будет пытаться в любом случае связаться с ним, получить новую задачу и так далее и тому подобное.
Привлечения к террористическим и деструктивным социальным группировкам очень похожи на, помните, был такой "синий кот", только там все заканчивалось плохо для самих игроков, а тут плохо заканчивается, потому что привлекает к уголовной ответственности, потому что в конце концов именно страдают не только дети, их родители, но еще и страдающие. акты.
И именно предотвратить это надо контролировать своего ребенка, строить с ним доверие, отношения, разговаривать и сделать так, чтобы ребенок доверял и не боялся делиться своими впечатлениями, или какими-то эмоциональными проблемами.
А что делать, если беда уже случилась, и здесь уже родителям нужна какая-то психологическая помощь, как воспринять эту ситуацию и как им обращаться с этими детьми, которые могут сесть в тюрьму, допустим. Как им здесь не потерять свой ум и помочь нравственно ребенку? Что они должны делать?
Ну, во-первых, нужно, смотрите, структурировать у вас свои мысли и свое поведение, то есть понять, что в какой-либо проблеме есть свои причины. А если вовремя на причину уже не устранили и произошла такая ситуация, то пытаться вести себя так, чтобы эта ситуация не повторилась.
Во-вторых, показать ребенку, что независимо от того, если бы он себя не вел и что бы он ни сделал, мы все равно остаемся твоими родителями, мы будем поддерживать и помогать. То есть дать ребенку то, что он искал в месседжере. Эту вовлеченность в детскую жизнь, эту дружбу, которой ей не хватало, и показать, что мы все равно остаемся с тобой. Конечно, родители бывают разные. Конечно, реакция родителей тоже бывает разная.
Но, опять же, если смотреть на причины, когда-то проводилось исследование, что повышение агрессии происходит у подростков, которые сами в детстве страдали от домашнего насилия или буллинга. 50% детей, во взрослой жизни совершавших насилие над другими либо буллинг, либо кибер-буллинг, это те люди, которые сами страдали от насилия. Поэтому надо снизить давление, посоветоваться и снизить это негативное влияние на своего ребенка.
Знать свой внутренний ресурс
Харьков чуть ли не каждый день под обстрелами. И у взрослых, и у детей растет тревожность и напряжение, они находятся в постоянном стрессе. Как можно помочь, чем помочь?
Реакции очень разные. И острые реакции на стресс, психосоматика, когда наши дети реагируют на стресс.
Первое – нужно позаботиться о физической безопасности, найти безопасное укрытие.
Второе – знать свой внутренний ресурс. Это именно то, что помогает нам в процессе стресса. У кого это творчество. То есть кто пишет стихи, кто читает книги, кто рисует картины, есть люди, которые в подвале себе обустроили студию, там стоит мольберт, и во время тревоги в подвале человек рисует. У кого-то это социальные связи, когда во время тревоги человек должен знать, что с друзьями, близкими все в порядке. Поэтому он пытается дозвониться, с другими связаться. Чтобы знать, что эти люди находятся в безопасности. И таким образом, человек отбывает стресс.
У кого-то это работа с телом. Например, ее надо обнять, или она сама делает самомассаж. Это дыхательные упражнения, когда нужно вернуться в тело свое, делаются упражнения на заземление, их тоже очень много.
Кто-то после обстрелов или тяжелой ночи хочет уехать на природу, побыть у реки или в лесу. Способов очень много, они все действенны, но у нас разное восприятие, поэтому у каждого свой ресурс есть – у кого он более активен, у кого меньше, но каждый подбирает для себя то средство, которое будет им больше отвечать. Если есть вопросы, если люди хотят научиться восстанавливать себя, научиться заботиться о личном здоровье, пусть приходят к нам в класс.