Многим харьковчанам приходится ездить на работу по улице Морозова на Балашовке.
Эта оживленная улица, мемориальная доска на доме, где он жил, да бюст на 2-м городском кладбище, где похоронен дважды Герой Социалистического Труда Александр Морозов, чуть ли не единственные знаки благодарности потомков за свершения этого человека. Даже памятника в городе, которому отдал пости всю жизнь, Морозову нет (может быть городская комиссия по топонимике и охране историко-культурной среды исправит положение). Хотя практически во всех городах на постаменте замер легендарный Т-34-85, своеобразный памятник Александру Морозову. Есть «тридцатьчетверка» и в Харькове возле исторического музея.
Но далеко не все, проходящие мимо, помнят, кто создал это грозное оружие, которое лорд Черчилль назвал «оружием Победы». Не буду дальше тянуть, объясняю — Александр Морозов — главный конструктор этого легендарного танка, как и создатель целой серии средних танков, которые использовались и еще используюся практически во всем мире.
Александр Александрович Морозов родился 29 октября 1904 года в городке Бежица (ныне в черте города Брянск) в рабочей семье. С 1914 года семья переехала в Харьков, где отец стал работать на паровозостроительном заводе (ныне это известное далеко за пределами не только Харькова, но и всей страны ПО «Завод им. Малышева).
Александр успел закончить 5 классов реального училища, пока не завертелась чехарда с властями. Он вспоминал, что во время немецкой оккупации Харькова у него дома на постое стояли немцы. Когда немцев сменили украинские войска Директории, а их большевики, Александр Морозов пошел работать вслед за отцом на паровозостроительный завод. Со 2 марта 1919 года он связал жизнь с этим легендарным предприятием. Напомним, ему тогда было 14 лет. Работал Александр сначала переписчиком технических документов в Технической конторе ХПЗ, а с мая 1923 года - чертежником-конструктором.
В ноябре 1926 года его призвали в армию. Наверно учитывая его техническую подготовку, Александра Морозова зачислили в 20-ю авиационную эскадрилью техником-мотористом. Однако в авиацию он не пошел и конструктором самолетов не стал. Отслужив 2 года, он возвращается на завод, и с 18 октября 1928 работает в танковой конструкторской группе под руководством первого руководителя этой группы Ивана Алексенко.
В это время Морозов принимает активное участие в разработке первых советских средних танков Т-12 и Т-24. В течение двух лет, без отрыва от основной работы, он учится в Московском заочном механическом институте им. Ломоносова, а затем в механическом техникуме при ХПЗ. Уже в 1931 году Морозов назначен руководителем группы в конструкторском бюро. Но и этого ему кажется мало. В 1932 году по американской лицензии на двух гигантских заводах — ХПЗ и мариупольском металлургическом заводе им. Ильича начато производство легкого танка БТ-2 — первого в знаменитой серии быстроходных танков (БТ).
Для лучшего, практического ознакомления с танком, в 1933 году Александр Морозов поступил на учебу в сектор боевой подготовки Дома Красной Армии и 1 мая 1934 года оканчил курсы командиров БТ. Эта небольшая военная подготовка оказала большое влияние на его взгляды как конструктора боевых машин.
Руководил разработкой «бетушек» (как их называли танкисты) начальник КБ Афанасий Фирсов, родом из Бердянска, который имел еще дореволюционный опыт инженера. Он сумел сколотить вокруг себя молодой и достаточно образованный коллектив конструкторов — Михаил Кошкин, Александр Морозов, Николай Кучеренко, Константин Челпан, Яков Баран и другие. Именно Фирсов выдвинул концепцию создания среднего танка, из которой родился Т-34. Он отбросил царившие тогда представления об эффективности многобашенных танков (увеличивается огневая мощь) и колесно-гусеничном ходе, что значительно усложняло и конструкцию и обслуживание боевой машины. «Танк будущего — однобашенная, гусеничная машина с мощным вооружением и броневой защитой, с дизельным двигателем, простая и надежная в эксплуатации» - этот тезис Анатолия Фирсова взяло на вооружение КБ завода №123 им. Коминтерна (так теперь назывался ХПЗ). Концепцию Фирсова разрабатывали будущие руководители КБ Михаил Кошкин и Александр Морозов. Концепция была революционной и отбрасывала царившие тогда взгляды. Некоторые «доброжелатели» (коих всегда в избытке) обвиняли Фирсова во вредительстве. Увеличенная противоснарядная броневая защита вела по их мнению, к утяжелению танка, что вело к невозможности выполнения боевой задачи. Все тогдашние танки имели лишь противопулевую защиту, а карбюраторные двигатели на бензине горели, как спички. Фирсов никого не слушал.
В 1934 году на базе БТ КБ Фирсова проектирует средний танк А-20 — однобашенный, гусеничный, с противопульной защитой. Но потенциал у новой машины оказался воистину гигантским. На нем впервые в мире броневые плиты растоложены по углом для рикошета снарядов. Константин Челпан работает над дизельным двигателем, скоро 45-мм пушку заменили на более мощную 76-мм.
Морозов возглавлял сектор КБ по новому проектированию до 1938 года. В этот год Фирсова таки арестовали и, обвинив в шпиопаже в пользу Германии, куда он приезжал за опытом, расстреляли. Немалую роль в его гибели сыграла неуступчивость конструктора в создании среднего танка. КБ возглавил Михаил Кошкин. Памятник ему в Харькове таки поставили, догадались. Морозов стал его заместителем. Кроме среднего А-40 Александр Морозов участвовал в разработке всех легких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1932), БТ-5 (1933), БТ-7 (1935), БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х годах основу танкового вооружения РККА. Это те танки, которые официальная пропаганда назвала устаревшими к началу войны с немцами, хотя в самой РККА они использовались до 1946 года, а в финской армии ездили на трофейных БТ и Т-26 до 1960-х годов и танки их устраивали.
В качестве технического руководителя Александр Морозов проекта совместно с Кошкиным и Кучеренко работал над средним танком Т-34, принятым на вооружение 19 декабря 1939 года. Напоминаем, что родиной самого успешного танка Второй мировой стал Харьков. Существующий А-20 после того, как на него поставили 76-мм орудие и дизельный мотор В-2 конструкции Челпана, получил наименование А-32, затем Т-34. В марте 1940 года два опытных образца Т-34 совершили рейд из Харькова в Москву и вернулись назад. В этом походе Михаил Кошкин серьезно заболел и вскоре умер.
После Кошкина в октябре 1940 года Александр Морозов назначен главным конструктором КБ завода им. Коминтерна и дорабатывал танк. В войну завод вместе с КБ был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 по 1951 годы Морозов был главный конструктором КБ Уральского танкового завода (ныне - производственное объединение «Уралвагонзавод»). В годы войны Морозов руководил модернизацией танка Т-34. На него поставили более совершенную пушку, изменили конструкцию башенных люков, заменив их на круглые (за что немцы прозвали Т-34 «Микки-маусом»), а затем и саму башню, введя на ней вертящуюся командирскую башенку. Двигатель уроженца Мариуполя Константина Челпана оказался таким мощным, что на Т-34 можно было наращивать броневую защиту, что повышало его жизнеспособность и вооружение. В разгар Курской битвы на Т-34 поставили новую башню с мощным 85-мм орудием, уменьшили борта, в результате получился всем известный Т-34-85, который можно увидеть возле Исторического музея в Харькове. С 1944 года новый танк в действующей армии, громил фашистов до Берлина, устанавливал «демократию» в Восточной Европе, воевал в афганистане и воюет до сих пор. За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. В 1944-1946 годах под руководством Александра Морозова разработаны танки Т-44 (1945), Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет.
В ноябре 1951 года Александр Александрович вернулся в Харьков на довоенную должность главного конструктора Харьковского машиностроительного завода имени Малышева и одновременно - главного конструктора Харьковского КБ машиностроения, в 1966-1976 годах – его начальник. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963), Т-64А (1966), совершившие переворот в танкостроении.За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина.С июня 1976 года Морозов работал консультантом Харьковского КБ машиностроения и членом Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР.
За свои достижения он был удостоен звания генерал-майора инженерно-танковой службы (1945), заслуженного машиностроителя Украинской ССР (1970). Награждён 4 орденами Ленина (1941, 1942, 1943, 1974), орденами Октябрьской Революции (1977), Кутузова 1-й степени (1945), Суворова 2-й степени (1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1941, 1944, 1954), орденом Красной Звезды (1945), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1967) и трёх Сталинских премий (1942, 1946, 1948). Четыре года представлял Харьков в Верховном Совете СССР (1958-1962 годы). По натуре он был тоавищеским человеком и хорошим руководителем. Об обязанностях подчиненным напоминал оригинальным способом. Раз один из конструкторов долго не прибирал рабочее место. Придя утром на работу, он увидел, что Морозов расписался пальцем на его пыльном ватмане с чертежом, и сразу взялся за уборку. Скандалов в коллективе не терпел и сам не устраивал. Вон всегда внимательно выслушивал и по мере возможности в сложных ситуациях помогал, поддерживал, при этом не терпел общих фраз, расплывчатых заявлений, не определенных и неточных формулировок. Отсюда и слаженная работа, приведшая к тому, что на разработках КБ под руководством Александра Морозова до сих пор воюют во всем мире.
Умер Александр Александрович Морозов 14 июня 1979 года.
Имя Героя носит улица в Харькове, его имя присвоено Харьковскому КБ машиностроения, в котором он проработал 36 лет, и Харьковскому механическому техникуму. Бронзовый бюст Александра Морозова установлен в Брянске, на родине Героя. Кстати, недавно с могилы Морозова сняли мраморные плиты. Кто это сделал и зачем, разобраться не удалось. Могила чуть ли не самого успешного танкового конструктора в мире не взята на городской баланс, хотя этого заслуживает.