Маргаритки
Фильм чешского режиссера Веры Хитиловои "Маргаритки"(Sedmikrasky) (1966) - это психоделическое исследование на тему распада, первые кадры которого демонстрируют нехитрый механизм уничтожения. Еще один оборот грубой шестеренки - и под бравурный военный марш полетели пули, упали бомбы, обрушились стены строения. Девушки в купальниках, которые появляются в следующей сцене, похожие на заржавевших игрушечных роботов - только логическое продолжение этой увертюры. "Весь мир испортился!" - Утверждает блондинка, со страшным скрипом ковыряясь в носу. "А если он испортился, то и мы зипсуемося тоже!" - Отвечает ей брюнетка, сыграв на трубе атональной мотив. Монтаж и композиция фильма под стать замыслу.
"Формальная концепция должна служить замысла картины, быть функциональной. - Говорит Хитилова. - Нужно искать то, что нужно выразить. Если в "Маргаритка" темой была деструкция, то и форма должна поддерживать эту идею. Отсюда форма коллажа во всем: и в драматургии, и в работе с актерами, и в визуальном ряде. Для меня эксперимент важен как поиск новых возможностей кино языка.Поэтому каждый мой фильм был поиском иной концепции. Я не хочу изображать поверхностную реальность. Для меня очень важен, интересен поток сознания ".
Самый известный фильм Веры Хитиловои, краеугольный камень чешской "новой волны". Его называли феминистским, дадаистского, абсурдным, нонконформистским, антитоталитарным. Но сколько определений не вспоминай - "Маргаритки" все равно останутся в памяти примером абсолютного и безудержного счастья.