Я назвал эту выставку «Предлагаемые обстоятельства», потому что и живем мы, и работаем в обстоятельствах, как правило, от нашей воли не зависящих. Даже выходя на этюд, мы вынуждены считаться и с погодой, и с движением солнца по небосводу, дающим положение теней. Но кое-что зависит и от нас.

Работе с натуры я отдаю безусловное предпочтение. Несколько лет назад, разглядывая альбомы замечательного мастера А. В. Кокорина, сумевшего придать беглому наброску с натуры характер станкового произведения, я понял, что это именно то, что я искал: рисование «в ритме жизни». Сконструировал себе специальный этюдник, позволяющий работать непосредственно на улице, «с руки», без каких-либо дополнительных условий и оборудования (скамейки, зонта, папки и т. п.), совмещая быстрый рисунок-набросок фломастером с живописью акварелью. А впоследствии задача несколько усложнилась: я стал писать фломастерами на цветной бумаге, которая задает колористический строй этюда. Вот уже несколько лет я стараюсь всякий свой выход из дома совместить с писанием быстрых этюдов — продолжительностью от 15-20 минут до часа-полутора. Наиболее существенную проверку этот способ работы прошел летом 2007 г. во время поездки в Венецию на 52 Биеннале, когда писать длительные стационарные работы не было никакой возможности, а быстрые живописные и графические наброски составили целый альбом.

Потом этот опыт был использован в других многочисленных поездках — по Волге, на Кипр, в Подмосковье, по Харьковщине. Некоторые листы, выполненные в этих поездках, показаны на этой выставке. Другой представленный здесь продолжающийся цикл — «Времена года». Про себя я называю это «рисованием погоды», но, если говорить серьезно, задача здесь всегда одна и та же, и всегда новая: уловить сиюминутное состояние среды, ее колорит, тональность, их соответствие времени года, освещению и т. п. Этюдная работа, пожалуй, наиболее соответствует формуле К.С. Станиславского: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Как правило, «обстоятельства» оказываются данностью, а «я» — это то неизвестное, которое каждый раз надо найти. Ищется не мотив, а дорога к себе.