Композитор Арам Хачатурян
 
Либретто, хореография, постановка
Георгий Ковтун, заслуженный деятель искусств России
 
Дирижер-постановщик - Дмитрий Морозов, заслуженный деятель искусств Украины
Художник-постановщик - Надежда Швец, заслуженный художник Украины
Художник - Денис Ковалев
Хормейстер-постановщик - Алексей Черникин, заслуженный деятель искусств Украины
 
СПАРТАК ПОГИБАЕТ, НО... ПОБЕЖДАЕТ
 
Балет «Спартак» Арама Хачатуряна украинский балетмейстер Георгий Ковтун поставил в Михайловском театре (бывший МАЛЕГОТ в Ленинграде-Петербурге) еще в 2008 году. Этот спектакль и сегодня востребован, во многом отличаясь от уже классических трактовок Леонида Якобсона, Игоря Моисеева, Юрия Григоровича. В Харькове «Спартак» дважды (1967, 1979) ставил киевлянин Анатолий Шекера, а на премьере присутствовал знаменитый автор музыки (он даже дирижировал первым действием). Конечно, в те времена идей романа Рафаэлло Джованьоли «Спартак» и его балетное воплощения были связаны с утопическими планами советского строя сделать весь мир свободным от рабства и угнетения. Но общечеловеческая сущность трагедии Спартака и его товарищей на фоне Римской империи, которая распадается, была гораздо более очевидной и эмоционально убедительной.
 
Представитель нового поколения балетмейстеров, бунтарь и фантазер, а по профессии также каскадер, Георгий Ковтун вдохновлялся прежде всего буйными ритмами и вяжущими гармониями армянского композитора. В результате он создал динамические, покоряющие темпераментом сцены оргий и сражений, любовные сцены и дуэты раздора, чтобы показать новые, современные смыслы картин из прошлого. Ковтун ставит массовые сцены так, что толпа становится выразителем единого порыва, и в то же время успевает дать индивидуальные характеристики каждого из артистов.
 
Впервые мы услышим обновленную балетную партитуру, где зазвучит и начнет двигаться на сцене мощный двигатель действия хор - на сцене одновременно находится около 200 человек. Даже звуки битвы - лязг мечей, воинственные возгласы и горячее дыхание толпы будут в спектакле приравненные к элементам сценической партитуры. Необычно выразительные у Г. Ковтуна и любовные сцены, виртуозные, почти акробатические поддержки, которые вызывают неугомонные аплодисменты зрительного зала. Балетмейстер создал и новое либретто, в котором не просто изменил имена многих персонажей, но по другому интерпретировал образы, поступки и надежды героев.
 
Яркое, провокационное, насыщенное событиями, представление Г. Ковтуна объединяет драму и танец, музыку и пение, акробатику и каскадерские трюки. Уже в 2021 году нам удастся увидеть на харьковской сцене новую версию «Спартака» Георгия Ковтуна, который до сих пор с нашей балетной труппой не работал. Поэтому артисты ждут встречи с прекрасным мастером, а зрителям гарантировано яркое, незабываемое зрелище. Но в то же время и новый, острый взгляд на восстание рабов в Древнем Риме, проблемы свободы, любви и предательства, которые остаются актуальными и в наши дни.