Балет «Спартак» Арама Хачатуряна украинский балетмейстер Георгий Ковтун поставил в Михайловском театре (бывший МАЛЕГОТ в Ленинграде-Петербурге) еще в 2008 году. Этот спектакль и сегодня востребован, многим отличаясь от уже классических трактовок Леонида Якобсона, Игоря Моисеева, Юрия Григоровича. В Харькове «Спартак» дважды (1967, 1979) ставил киевлянин Анатолий Шекера, а на премьере присутствовал знаменитый автор музыки (он даже дирижировал первым действием). Конечно, в те времена свободолюбивые идеи романа Рафаэлло Джованьоли «Спартак» и его балетное воплощение были связаны с утопическими планами советского строя сделать весь мир свободным от рабства и угнетения. Но общечеловеческая сущность трагедии Спартака и его товарищей на фоне разлагающейся Римской империи была гораздо очевидней и эмоционально убедительней. Представитель новой генерации балетмейстеров, бунтарь и фантазер, а по профессии также каскадер, Георгий Ковтун, был вдохновлен прежде всего буйными ритмами и терпким гармониям армянского композитора. В результате он создал динамичные, покоряющие темпераментом сцены оргий и битв, любовных сцен и дуэтов раздора, чтобы показать новые, современные смыслы картин из прошлого. Он ставит массовые сцены так, что толпа становится выразителем единого порыва, и в то же время успевает дать индивидуальные характеристики каждому из артистов. Впервые мы услышим обновленную балетную партитуру, где зазвучит и начнет двигаться на сцене мощный двигатель действия хор – на сцене одновременно будут находиться около 200 человек. Даже звуки битвы – лязг мечей, воинственные выкрики и горячее дыхание толпы будут в спектакле приравнены к элементам сценической партитуры. Необыкновенно выразительны у Г. Ковтуна и любовные сцены, виртуозны почти акробатические поддержки, которые вызывают несмолкаемые аплодисменты зрительного зала. Балетмейстер сочинил и новое либретто, в котором не просто изменил имена многих персонажей, но по другому интерпретировал образы, поступки и чаяния героев.
Яркий, провокативный, насыщенный событиями, спектакль Г. Ковтуна объединяет драму и танец, музыку и пение, акробатику и каскадерские трюки. Уже весной 2020 года нам предстоит увидеть на харьковской сцене новую версию «Спартака» Георгия Ковтуна, который до сих пор с нашей балетной труппой не работал. Артисты ждут встречи с великолепным мастером, а зрителям гарантировано яркое, незабываемое зрелище. Но вместе с тем и новый, острый взгляд на восстание рабов в Древнем Риме, проблемы свободы, любви и предательства, которые остаются актуальными и в наши дни.
Подготовил заслуженный деятель искусств Украины Александр Чепалов