Опера Дж. Пуччини «Чио-Чио сан»
Опера Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан» - бесспорный шедевр итальянской оперы начала ХXстолиття. Второе название оперы - «Мадам Баттерфляй», проясняет сюжетную подоплеку, так как переводится как «бабочка».
Японское кимоно, похожее на крылья бабочки, носит юная Чио-Чио-Сан. Она, как бабочка, летит на ослепительный огонь любви. И несколько лет подряд верит, что американский морской офицер, для которого брак с японкой ничего не значит, снова приплывет на белом корабле. Наконец, он возвращается, чтобы забрать с собой маленького сына. И тогда становится свидетелем непоправимого ...
Эта опера - драма одной героини, одна из самых трагических в мировом оперном репертуаре. Зритель становится свидетелем перерождения по-детски наивной юной девушки в зрелую, экспрессивную женщину, для которой понятия чести и достоинства значительнее собственную жизнь.
Трогательная история любви разворачивается в японском городке Нагасаки, так и сценография и музыка воспроизводят ориентальный дух восточной культуры. Композитор создал удивительный синтез экзотических интонаций, берущих свое начало из традиций японского фольклора и академического блестящего бельканто, которое раскрывает всю палитру выразительности человеческого голоса. Но успех пришел к опере не сразу.
Первая постановка оперы «Мадам Баттерфляй» ( «Чио-Чио-сан») состоялась в 1904 году в миланском «Ла Скала». Работа над новой партитурой в Пуччини осложнилась тем, что он, страстный автолюбитель, попал в аварию и сломал ногу. Но на приветствие зрителей ему многократно исходить не пришлось публика отнеслась к его нового детища с прохладцей. И только вторая, сокращенная редакция оперы была принята «на ура». Особенно, когда в Буэнос-Айресе ней дирижировал выдающийся Тосканини.
Вскоре оперу о маленькой японской гейшу, которую соблазнил и бросил американский морской офицер, услышали и в Токио. Наступило мировое признание, и невероятная популярность этого трогательного образа начала расти. Тогда Пуччини на карикатурах изображали не иначе как в компании с мадам Баттерфляй. Чио-Чио-сан пели разные женские голоса и лирические, и драматические сопрано. От этого зависело трактовка вокального образа. Кстати, конкурс в Японии на лучшую Чио-Чио-сан мира не раз проявлял среди исполнительниц этой роли бывших советских певиц. Некоторые из них выступали и на сцене нашей оперы Мария Биешу, Гизела Ципола, Ламара Чкония.
А в галерее харьковских Чио-Чио-сан с 1920-х годов были такие разные и по-своему замечательные «бабочки», как Екатерина Копьева, Елена Виноградова, Мирра Раик, Екатерина Морозова, София Мостовая, Александра Оголевець, Людмила Цуркан, Ираида Бронникова Марина Гончаренко, Ангелина Романовская, Елена Скворцова, Виктория Шут ...