П. Чайковский «Мазепа».
Опера в 2 действиях.
Либретто П. Чайковского, В. Буренина, Л. Цегельского, Д. Чутро по поэме А. Пушкина «Полтава». Консультанты С. Олешко, М. Барбара, В. Маринчак.
Сценическая редакция театра.
Музыкально-театральная «мазепиана» очень обсяжна и интересная, к ней присоединились композиторы, писатели, поэты и кинорежиссеры с мировым именем в течение нескольких веков. Опера П. Чайковского «Мазепа» - не самая популярная среди этих произведений. Ее замечательная музыка всегда вдохновляла постановщиков и певцов на творческие открытия. Спектакль занимала особое место в репертуарной афише харьковского театра еще во времена жизни П. Чайковского. Среди постановок ХХ в. в Харькове можно выделить представление 1923 (до 30-й годовщины смерти композитора) и последнюю по времени премьеру оперы 1949, успешно показанную на гастролях нашего театра в Киеве (1955).
Естественно, что трактовка оперы во времена обретения Украиной независимости было связано с устойчивым для советской идеологии пониманием Мазепы как предателя российской имперской политики и царя Петра I. Однако еще в 1933, учитывая социально-политические процессы в УССР 1930-х годов и необходимость популяризации музыки П.И. Чайковского в мире, диаспорные авторы - известный историк, культурно-политический деятель Лонгин Цегельский и выпускник московской консерватории, позже балетмейстер - постановщик в США и Канаде Дмитрий Чутро - подготовили новое либретто к опере «Мазепа» с учетом других представлений о Мазепе как исторической фигуры в истории Украины.
Постановщики харьковской представления решили создать собственную редакцию текста и, соответственно, внести изменения в музыкальную драматургию оперы. Этот вариант не прославляет русское войско и не кидает тень предательства на гетмана Мазепу, сохраняя основную линию оперы - драматическую историю любви Мазепы и Марии. «Мазепа» П. Чайковского содержит черты лирико-психологической и исторической драм. Поэтому в музыкальной драматургии оперы рядом с лирическими эпизодами возникают яркие жанровые и драматические массовые сцены, оттеняют красоту любовных отношений оказывают им особого чувства.
В опере Мазепа - герой, охваченный противоречиями. По словам дирижера-постановщика В. Гаркуши, авторы спектакля «хотят показать Мазепу-человека, который искренне любит свою Марию и страдает от того, что государственные дела заставляют его поступать жестоко с ней и ее отцом. Мазепа должен думать о государстве, несмотря на чувства и личные предпочтения »...