Историки и литературоведы говорят, что свой роман «Собор Парижской Богоматери» Гюго написал, защищая готический храм, который его современники хотели перестроить. Но собор выстоял, и уже более восьми с половиной столетий продолжает оставаться одним из главных символов французской столицы. А герои одного из самых популярных в мире литературных бестселлеров живут третий век, в том числе в кино («Горбун Собора Нотр Дам»), опере («Эсмеральда»), балете («Дочь Гудулы»). А с популярностью знаменитого мюзикла «Собор Парижской Богоматери» Риккардо Коччанте (1998) успешно соперничает одноименный балет, поставленный еще в 1884 году на музыку итальянца Чезаре Пуньї. Именно его увидят харьковчане накануне и в Международный день танца 28 и 29 апреля.

Авторами хореографии балета про красавицу Эсмеральду и безобразного, но чистосердечного звонаря собора были в разное время Жюль Перро, Мариус Петипа, Александр Горский, Ролан Пети (последний сотрудничал с современным французским композитором Морисом Жарром).

В Харькове эту историю впервые воплотили на сцене выдающиеся украинские балетмейстеры Павел Вірский и Николай Болотов в 1933 году. Они известны и тем, что через несколько лет создали в Киеве ансамбль народного танца, который существует до наших дней. А вот хореография балета «Собор Парижской Богоматери» на харьковской сцене с тех пор не раз менялась. Ее варианты представили здесь Василий Литвиненко (1948), Наталья Данилова (1952), Виктор Шкилько (1985). А нынешняя премьера состоится в хореографической версии народной артистки Украины Евгении Хасянової, и тоже на основе балетной классики. Впрочем, суть сюжета, рассказанного Виктором Гюго, за эти десятилетия и даже века почти не изменилась. Поэтому зрители, как и раньше, радоваться встрече с переведенной на танец историей любви, которое оказалось прочнее каменные стены Собора Парижской Богоматери.