• Головна
  • Партизаны оккупированного Харькова: ученые и саперы в одном строю
История оккупированного Харькова
14:40, 9 травня 2015 р.

Партизаны оккупированного Харькова: ученые и саперы в одном строю

История оккупированного Харькова

Бои за Харьков были жестокими и кровопролитными. Армии с обеих сторон теряли сотни, тысячи бойцов на обороне и атаке города. Город не раз переходил из рук в руки. Героизм советских солдат в обороне и захвате города достоин уважения.

Однако не стоит забывать и о партизанах и подпольщиках которые в трудные минуты, когда советская армия вынуждена была отступать в связи с ухудшением положения на фронтах или проведением неудачных наступательных операций, продолжали бить врага, совершать диверсии в тылу и поддерживать моральный дух населения листовками и акциями против нацистов.

Многие герои остались безызвестными, хоть и совершали достойные восхищения поступки. Смелость этих людей, иногда даже не профессиональных военных, поражает.

Например Лев Петрович  Николаев(1898—1954) — выдающийся антрополог и анатом, специалист в области биомеханики и протезирования, доктор медицинских наук, профессор. Сын известного философа-толстовца П. П. Николаева, в 1904 году эмигрировавшего во Францию. В 1941—1943 гг. пережил фашистскую оккупацию. Человек, никак не связанный с армией, собственноручно писал листовки агитационного содержания с призывами полицаям сложить оружие или подслушав по радио сводки информбюро, выписывал новости и раскидывал в местах скопления людей, дабы те были в курсе событий на фронте.

«Обращение советского правительства к украинским полицейским: поворачивайте Ваше оружие против немцев, пока не поздно. Если Вы будете взяты с оружием в руках, Вы будете расстреляны. Собаке — собачья смерть. Одну листовку я бросил в подъезд общежития украинских полицейских (недалеко от аптеки №69), три листовки я бросил около «Гиганта», две — на углу Юмовской и Пушкинской улиц. Это очень мало. Но у меня жена и дочка больны и нет времени переписывать эти листовки.» -эти записи из дневника Льва Николаевича.

Также стоит отметить героизм более воинственных подпольщиков и партизан Харьковщины.

«Дедушка русского спецназа» Илья Григорьевич Старинов в своей книге «Записки диверсанта» писал: «А украинская земля уже в те дни буквально взрывалась под ногами захватчиков, под гусеницами их танков, под колесами их поездов! Начиная с десятого-одиннадцатого июля 1941 года, радиограммы об уничтоженных эшелонах и взорванных мостах радиостанция Украинского штаба партизанского движения стала получать ежедневно. …Удара такой силы враг не ожидал».

Советские диверсанты и подпольщики не отставали от врага и в техническом плане. В Харькове применялись мины с радиоуправляемым взрывателем которые срабатывали, вот ирония, от обычной музыки. Дело в том, что для запуска взрывателя использовалась музыка – довоенные паузовые музыкальные мелодии, вещаемые Харьковской и Минской гражданскими радиостанциями.

Во многом история харьковского подпольного движения трагична. Дело в том что связь между группами и подпольными организациями была крайне плоха, что приводило к неорганизованному сопротивлению. Ко всему прочему немцы устроили настоящую охоту на подпольщиков и к сожалению, часто добивались успехов.

Многие бойцы подполья были убиты в уличных боях, при штурмах конспиративных квартир или были пойманы гестаповцами благодаря доносам коллаборационистов и других предателей.

Несмотря на потери и террор харьковские подпольщики оттягивали на себя значительные силы и ресурсы врага, что позволяло партизанам совершать более масштабные рейды и операции. Вместе партизаны и подпольщики, а точнее те группы имевшие контакты и связь могли совершать «крупные дела».

Например, 30 мая 1942 г. партизаны совершили нападение на лагерь советских военнопленных в селе Литвиновке Валковского района, они уничтожили фашистскую охрану и освободили из плена 200 чел. военнопленных.

Почти каждый день партизаны велели бои и вступали у стычки с карателями. активную борьбу вел на Харьковщине Иван Бакулин, который был секретарем Харьковского подпольного обкома КПУ. ряд важных операций был проведен именно под его командованием, налажена связь между подпольными и партизанскими организациями Харькова и области, что было крайне важно.

Подпольщики сожгли «Техноложку» – электростанцию, расположенную на территории нынешнего Национального технического университета «ХПИ», где немецкие оккупанты собирались организовать станцию по ремонту подбитой техники.

Был подорван элеватор с зерном, в поселке Песочин на окраине Харькова осуществлен подрыв эшелона с провизией. В ходе борьбы численность отряда уменьшалась – подпольщики гибли в боях, порой попадали в плен, арестовывались.

Так, А. В. Катаев, который осуществил успешный взрыв железнодорожной станции Новая Бавария на южной окраине Харькова, был схвачен оккупантами и повешен у Канатного завода. Был арестован и сам Бакулин. В своей предсмертной записке он написал: «Осталось жить немного... Мне хотелось пойти на расстрел не полутрупом, а бодрым бойцом…» После очередного гестаповского допроса Бакулин скончался…

Много героев той войны пало выполняя  свой долг по защите родной земли.

Считается, что за весь период Великой Отечественной войны силы партизан «оттянули» на себя более 780 тыс. солдат германской армии и ее союзников. Это огромное число.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#оккупация #война #танк #Харьков #рейх
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...