057.ua

О роли психологии во времена хаоса

Умы и сердца большинства украинцев сейчас обращены к событиям в стране. Сложное и неоднозначное положение Украины зачастую препятствуют ее гражданам всерьез строить планы и продолжать жить с верой в светлое и свободное будущее. Понимание, что работать и делать то, что ты умеешь и любишь, на благо других людей и своей Родины, помогает многим сохранять оптимизм и внутреннее равновесие. Киевский Институт Бизнеса и Технологий более 50 лет своего деятельного существования посвятил образованию, потому что те люди, кто стоял и стоит за его деятельностью всегда верили в гуманистическую миссию и необходимость образования, как способа развития гражданского общества и свободной личности. КИБиТ служит всестороннему развитию молодежи и взрослых, содействует их интеллектуальному и культурному формированию и через знания и их практическое применение дальнейшему развитию своей страны. Мы надеемся, что наш труд вне времени и событий вносит в это свой вклад.

Эта публикация готовилась по материалам беседы автора с заведующей кафедрой психологии, доцентом Киевского Института Бизнеса и Технологий, кандидата психол. наук Гридковец Людмилой Михайловной. Ее многолетний опыт не только как психолога-практика, но и как педагога дает основание говорить о неизмеримой важности психологии в жизни каждого человека, который не «проживает» отпущенные ему 60-70-80 лет, а ищет свое место «под солнцем», свой путь к счастью.

Психология как наука в отличие от математики или философии стремительно и глубоко проникла в повседневную жизнь человека за несколько последних десятилетий. И дело вовсе не в моде или в возможности самоутвердиться, блеснув познаниями из области «человеческой природы», а в объективной потребности человека как личности познать себя и окружающий мир не как биологическое явление, а как феномен, существующий за рамками видимого и осязаемого физически.

Личность для психологии одновременно объект и субъект познания, но с учетом доминирующего субъективного фактора в процессе этого познания, психология становится эффективным инструментом в первую очередь для развития и становления самой личности. Почему это произошло сейчас, а не 40-50 лет назад? Тогда психология уже сформировалась как наука и в рейтинге «полезных для жизни» могла бы потеснить физику и биологию. Что же произошло за эти 50 лет с человеком и человеческим обществом? О природе этого явления можно рассуждать бесконечно, но гораздо интересней и полезней будет изучать «живой материал» - самого Человека.

Да, в среднем человек изменился: его базовые принципы и потребности выросли за рамки физиологии и безопасности до потребности в уважении, превосходстве и пр. Все отчетливей в социуме становится тенденция, когда отношения между индивидуумами определяются не соперничеством, а сотрудничеством. Благодарность, принятие и ответственность превращаются из абстрактных идей в новые парадигмы общества. Именно поэтому личность становится в центре процесса изучения социума, и психология приобретает все большую повседневную значимость.

Причем значимость психологии как инструмента для адаптации личности в окружающем пространстве распространяется на все сферы жизни человека: семью, среду деятельности и общество в целом. Очевидно, что в этой ситуации роль психолога выходит за рамки научного исследователя. Профессия психолога по значимости и востребованности становится больше, чем профессией: как врач или педагог, психолог помогает человеку в его выживании и развитии. Именно проблемы развития личности, возникновение различных форм искажений, маргинальности ставят личность на грань выживания в обществе. Это тем ощутимее, чем больший масштаб приобретает такое явление как глобализация.

Однако, вернемся к человеку как к центральной фигуре психологии. Мы все продукт социума. И рождаемся мы уже не с «чистого листа», а этапы становления нашей личности вносят в сценарий все новые и новые коллизии, а то и драмы: младенчество, детство, юность. В той или иной степени все мы склонны заблуждаться, оценивая свой жизненный опыт. Иллюзии, которые мы сами себе создаем, иногда стоят очень дорого. Процесс расставания с ними неизбежен и болезнен. Именно в такой момент в нашей жизни и открывается точка входа в психологию: возникает потребность перестать отмахиваться от своих проблем и сделать осознанную попытку с ними разобраться. Как говорится, клиент созрел (хоть и не вполне еще понял меру своей собственной ответственности). Психолог становится в такой момент и соучастником, и спасителем.

Так же, как врача или учителя, психолога выбирают придирчиво и скрупулезно. Рекомендации, звания и пр., безусловно, играют свою роль. Но ключевым критерием в выборе всегда будет доверие: готовность «пациента» доверить груз своих проблем постороннему человеку. Именно в этом психолог сродни духовному наставнику. А вот оправдает ли это доверие психолог, - вопрос не только уровня профессиональной подготовки, но и зрелости личности самого психолога. Если психолог тянет за собой хвост собственных неразрешенных проблем, то результат его «совместного творчества» с пациентом вряд ли будет удовлетворительным (финансовое вознаграждение - явление временное и не гарантированно адекватное ожиданиям обеих сторон). Именно, поэтому Гридковец Л.М. считает очень важным наставничество в среде самих психологов. Взгляд со стороны на себя даже самому опытному психологу-практику дается не без искажений. Сама Людмила Михайловна постоянно устраивает себе «поверку» на профпригодность. Для этого у нее есть и доверенные коллеги, и духовный наставник.

Пожалуй, стоит еще добавить немного о психологии как предмете преподавания. В КИБиТ факультет психологии в течение многих лет особенно популярен среди студентов заочной формы обучения, и во многом благодаря Гридковец Л.М. Сначала молодые (иногда и постарше) люди приходят к Людмиле Михайловне как к практикующему психологу. По мере работы над собой втягиваются, нарабатывают личный опыт, убеждаются в психологии как в действенном средстве саморазвития. А затем появляется желание развивать способности и реализовываться именно в этом направлении. Так они становятся студентами. Гридковец Л.М. за время своего преподавания в КИБиТ взрастила свою школу психологов: на кафедре преподают ее ученики. В скором будущем не исключено появление династии психологов, - двое сыновей Людмилы Михайловны уже учатся на факультете психологии нашего института.

Кстати сказать, заочное обучение для изучения психологии - органичная форма как работы над собой, так и получения высшего образования, в том числе второго. Осталось добавить, что набор на заочное отделение КИБиТ еще не закончен. До 19 сентября приемная комиссия еще ждет будущих студентов.



Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Курс валют от Obmenka.kh.ua
Покупка
Продажа
USD
27,10
27,18
EUR
33,40
33,70
RUB
0,473
0,477