• Головна
  • Региональная революция: безумству храбрых поем мы песню!
Тема для обсуждения
09:15, 9 лютого 2014 р.

Региональная революция: безумству храбрых поем мы песню!

Тема для обсуждения

В конце января украинская революция пронеслась по регионам. В западных областях страны форпосты Януковича пали фактически без сопротивления. В центре Украины велись настоящие бои за облгосадминистрации: восстания были подавлены. На востоке сотрясали исключительно воздух: в коридорах власти началась паника, материализовавшаяся в беспрецедентные меры безопасности.

Как известно, украинский парламент принял Закон «Об амнистии», который уже успели окрестить «законом о заложниках». За время противостояния задержали 259 человек. 150 из них арестовали. Остальные находятся под домашним арестом или отпущены на поруки. Избежать уголовной ответственности эти люди смогут лишь в случае освобождения захваченных зданий, разбора баррикад и разблокирования улиц.

Если до 17 февраля условия выполнены не будут, свое слово скажут силовики. А как они его говорят и что при этом делают – всем хорошо известно.

Что происходит в захваченных администрациях за неделю до окончания срока? Чего боятся власти в регионах, где угрозы захвата как таковой нет? И в чем вообще смысл захватов зданий активистами протестного движения – это реальная смена власти на местах или просто демонстративная акция?

На эти вопросы мы попытаемся сегодня найти ответы.

Власть поменялась! Снимай буденовку!

Львовскую ОГА захватили 23 января. Президентского наместника Олега Сало восставшие львовяне заставили написать заявление об увольнении. Правда, уже через два часа пресс-служба ОГА сообщила, что это заявление нелегитимно, поскольку было написано под давлением.

Впрочем, с того времени Олег Сало на работу так и не попал. Руководит областью в телефонном режиме, а совещания проводит за высоким забором Академии сухопутных войск.

Кабинеты чиновников Львовской ОГА сейчас опечатаны. Официальная причина – окончание срока аренды помещений между управлением имуществом Львовского облсовета и Львовской облгосадминистрацией.

В тот же день, 23 января, в административное здание Тернополя вместе с депутатами зашли сотни горожан. В местном Штабе национального сопротивления говорят, что как такового захвата ОГА не было – депутаты облсовета просто организовали там прием граждан. В ОГА также обустроили кухню, которую назвали кафе «Майдан».

Волна протестов охватила все районы Тернопольщины. Люди создали Народные рады и исполкомы. В городе даже была сформирована первая сотня женской самообороны. Девушек обучали основам медицинской помощи и волонтерства.

Тернопольский губернатор Валентин Хоптян не появлялся на рабочем месте с того дня, как туда зашли горожане.

Официально он – на больничном, но продолжает выполнять служебные обязанности: проводит встречи в районах и на предприятиях.

При этом Народная Рада в Тернополе пытается влиять на принятие важных для области решений. На исполкоме рассмотрели ситуацию на дорогах и обсудили бюджет.

Тем временем, Тернопольский межрайонный суд с подачи прокуратуры принял решение освободить помещения ОГА.

В местном Штабе национального спасения собираются подавать на это решение апелляцию и заявляют, что в Тернопольской ОГА и в дальнейшем будет проходить круглосуточный прием избирателей депутатами.

Луцк. 24 января более двух тысяч волынян собрались под стенами местного облсовета. Здание охранялось большим количеством силовиков.

Губернатор области Борис Климчук вышел и стал на колени перед митингующими, умоляя их не переходить к силовым действиям. Позднее протестующим сообщили, что Климчук таки подал в отставку. Говорит, что сделал это, дабы не допустить кровопролития.

А 6 февраля Янукович подписал Указ о назначении губернатором Волынской области Александра Башкаленко – главу областной организации Партии Регионов.

Тот факт, что захват администраций прошел относительно спокойно и без жертв, говорит о единении живущих там людей. Депутаты местных советов – там в основном представители оппозиционных партий. Губернаторам очень тяжело проводить в этих регионах политику президента. Поскольку Януковича там никогда президентом-то и не считали. Тем не менее, формально власть держит контроль над западными областями, и попытки захватить ее снизу фактически ни к чему не привели: регионами управляет та же команда «регионов».

Бери шинель! Пошли домой!

26 января была предпринята попытка штурма Днепропетровской ОГА. Примечательно, что еще с вечера субботы в самом здании находились не только милиция, но и "титушки", которых позже назвали "народными дружинниками".

Сам штурм Днепропетровской ОГА закончился поломанным забором у центрального входа и несколькими жертвами с обеих сторон. Во время захвата ОГА пострадали и наши коллеги-журналисты, в которых стреляли из травматического оружия.  Ранения получили и ультрас "Днепра". На следующий день после штурма у стен ОГА устроили митинг в поддержку действующей власти. Здесь даже разбили палаточный городок.

Сегодня мимо здания ОГА просто так не пройти - необходимо предоставить удостоверение сотрудника близстоящих офисов. Там и по сей день стоит "Беркут".

В Запорожье 26 января на митинг собралось около 10 тысяч человек. Под стенами ОГА активисты Майдана требовали от Александра Пеклушенко снять с себя полномочия губернатора и порвать партбилет Партии регионов. Глава региона вышел и стал выкрикивать, что он «жил, живет и умрёт с Партией регионов». Сразу после того, когда губернатор вернулся в здание, люди подошли вплотную к кордону милиции и пытались пройти внутрь. Однако проход блокировали силовики со щитами, и были применены свето-шумовые гранаты.

Около часа протестующие время от времени обкидывали здание камнями и землёй, было ещё несколько слабых попыток прорвать оборону. К вечеру большая часть протестующих разошлась, однако самые активные остались и были намерены стоять до утра. Неизвестные привезли на грузовике железные бочки для разведения огня для обогрева. Люди стаскивали со дворов выброшенные ёлки и поджигали большие костры. Был организован медпункт.

Около 21.10 милиция начала разгон протестующих. Вместе с силовиками действовали неизвестные в спортивных костюмах и с белыми повязками на руках. На площади Фестивальной прошла настоящая зачистка, когда большая часть митингующих разбежалась, титушки били простых прохожих. От рук милиции и «отморозков» пострадали около десятка журналистов. Титушки до глубокой ночи ловили и избивали людей во дворах в центре Запорожья.

После разгона ни милиция, ни губернатор до сих пор не могут объяснить, кто избивал людей вместе с силовиками. Было задержано около полусотни активистов запорожского Майдана. Всем избрали меру пресечения – 2 месяца домашнего ареста. Основные организаторы движения оказались либо под домашним арестом, либо уехали из города или из страны.

В центральных регионах страны позиции ПР не так сильны, как на востоке, но и не так слабы, как на западе. Здесь есть кому выступить против власти, но и есть из кого нанимать «титушек». Можно сказать, что региональная революция, взявшая толчок в западных областях, была подавлена именно в центре.

Страх, ненависть и паранойя

Пока на западе и в центре Украины обладминистрации отбивались от захвата или же подавали в отставку, в Харькове готовились дать отпор протестующим.

В коридорах и кабинетах быстро свернули ковры, а на их место постелили пожарные рукава. А в холле в несколько рядов выставили железные милицейские щиты. Отряды милиции теперь ходят в Харьковскую ОГА как на работу. Еще группа новоявленных рабочих находится во дворе — это автобусы с бойцами спецподразделения «Беркут».

хога менты

хога менты

Ну и, конечно, современный Харьков без перфомансов – не Харьков.

В знак поддержки сотрудников спецподразделений депутаты областного совета пришли на заседание сессии в темных футболках с надписью «Беркут» на груди. Фракция Партии регионов Харьковского облсовета пообещала также передать 150 тысяч гривен для лечения пострадавших сотрудников подразделения «Беркут» и приобретения нового обмундирования.

харьков

харьков

В столице Крыма, Симферополе, 28 января прошло несколько митингов — как сторонников Евромайдана, так и в поддержку президента. Все опасались штурма. В Совете министров Крыма, по словам источника, накануне мероприятий приказали сдать секретные и важные документы, которые переданы на хранение в комнаты-сейфы. В сейфах закрыты все носители информации. Сотрудникам также рекомендовали забрать домой личные вещи.

Но, к счастью, ничего не произошло. В ходе акции активисты крымского движения «Стоп, Майдан» перегородили вход в здание Совмина, никого не пуская и не выпуская. По словам пикетчиков, они были намерены не допустить захвата здания. От кого конкретно они его защищали, активисты не уточнили. Однако никаких потасовок, агрессивных действий замечено не было. Акцию охраняли сотрудники правоохранительных органов.

В конце января в связи с событиями в Украине председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов распорядился усилить охрану здания парламента автономии.

В Донецке на фоне захватов зданий облгосадминистраций в западных областях началась всеобщая истерия местных властей.

27 января, несмотря на то, что в городе до сих пор не было никаких радикально настроенных оппозиционных сил, здание облгосадминистрации было взято под усиленную охрану. Его со всех сторон окружили массой автобусов из регионов области и угольных предприятий Донецка.

донецк3

донецк3

Предшествовало этому заявление секретаря донецкого горсовета Сергея Богачева, что в город движутся 700 радикально настроенных боевиков «Правого сектора». Правда, сами радикалы сразу же назвали эту информацию по меньшей мере недостоверной.

После недельного ожидания штурма, страсти начали спадать. Силовиков из помещений вывели, пожарные рукава свернули, но «окружили» административное здание усиленными патрулями милиции и казаков.

Позднее начальник управления взаимодействия с правоохранительными органами, противодействия и выявления коррупции облгосадминистрации Андрей Кирша  признал, что подтвержденной информации о подготовке кем-либо штурмов административных зданий не был.

27 января Мариуполь пережил настоящее потрясение. Слухи о приближающихся «бандеровцах» порождали страшилки, одна ужаснее другой.

Испуганные мариупольцы, которых кто-то «умный» уверил, что страшные экстремисты почему-то начнут крушить их квартиры, по принципу «у страха глаза велики», стали сообщать, что эти самые радикалы уже въехали в город. Их видели то здесь, то там. То два автобуса, то четыре.

Был ли это слух, либо что-то действительно планировалось, узнать так не удалось. Тем не менее, горсовет в Мариуполе организовал охрану. Здание заполнилось подозрительными людьми в штатском и черном (внешность специфическая – так часто выглядят сотрудники СБУ),  а позже подтянулись и другие специфические личности, похожие на тех, кого в народе именуют титушками. Для того, чтобы никого не перепутать, им повязали георгиевские ленточки.

Работники горсовета организовали дежурство в здании мэрии. Однако… выпавший на следующий день снег смел без остатка все страхи перед неизвестными радикалами. Город встал перед новой настоящей проблемой: снегопадом! В общем, всем стало уже не до «бандеровцев».о.

А вот в Луганске захватчиков ждут до сих пор – в фойе здания ОГА колючая проволока. За «колючкой» - портреты почетных жителей области.

луганск

луганск

В помещении административных зданий – все по сценарию: пожарные рукава, милицейские щиты. Входную дверь в здание снизу подбили доской. В коридорах лежат даже матрацы.

Видимо, милиционеры не покидают своих постов и ночью. Но «экстремисты» не идут, и парни мирно смотрят кино по ноутбуку.

Истерия на Луганщине началась 27 января. В этот день собрали чрезвычайную сессию, на которой официально «разрешили» донским казакам и «титушкам» защищать регион в случае нападения «бандеровцев» путем формирования «народных дружин». Провластными СМИ муссировались невероятные сценарии: «на облгосадминистрацию нападут женщины и дети из Западной Украины, прольется кровь, и нас выставят фашистами»; «200 визитеров из Западной Украины закупили в магазине «Эпицентр» лопаты и идут на штурм».

Губернатор Владимир Пристюк публично рассказал о своем гостеприимстве, заявив, что если на Луганщину кто сунется, то больно получит по зубам.

Понятное дело, что никаких «штурмовиков» в Луганске не было. Местным властям просто надо было отчитаться о своей готовности отразить «атаку».

В Одессе также осаду административных зданий держат до сих пор. Хотя чиновники сомневаются, что горожане их будут штурмовать, входы и окна на всякий пожарный укреплены «по-взрослому».

Одесская мэрия забаррикадировалась коммунальной техникой. Окна первого этажа забиты фанерой. В кабинетах перевернуты столы и задвинуты к проемам шкафы, а во внутреннем дворе разложена большая армейская палатка.

Губернатор Николай Скорик пошел дальше городских властей, и «замуровал» боковые входы обладминистрации бетонными блоками. На установку баррикады чиновники потратили около 15 тысяч гривен.

одесса1

одесса1

Крепости одесских власть имущих зорко охраняет милиция и нанятые отряды «титушек». С последними связан ряд курьезных происшествий. В обладминистрации, например, молодчики как-то вечером решили прогуляться по кабинетам. В поисках ценных вещей, естественно. Но были разоблачены и избиты правоохранителями. В мэрии, по слухам, титушкам удалось успешно провернуть кражу. Из кабинетов были похищены вещи сотрудников горсовета и компьютерное оборудование.

27 января, участников неудавшегося штурма Николаевской ОГА обвинили в «экстремизме», поскольку во время массовых акций группа граждан публично выражала призывы экстремистского характера с просьбой штурмовать облгосадминистрацию, однако организатора впоследствии отпустили.

А холл и сессионный зал Николаевской ОГА забаррикадировали щитами и железными прутьями - здание ОГА находится в аварийно-осадном положении с подключенными к воде по всему зданию пожарными гидрантами, а также милицейскими спецсредствами – дубинками, масками и щитами в помещениях облсовета.

От экстремизма вымышленного – к экстремизму реальному. 27 января к центральному входу Криворожского горисполкома подъехал автомобиль ВАЗ 2170 «Калина». Из него выбежали три человека и взорвали канистру с бензином.

Один из участников инцидента - Сергей Иванченко, муж активистки криворожского «Евромайдана» Инны Иванченко.

15 лет назад Сергей Иванченко и его брат Владимир обвинялись в том, что в 1999 году в Кривом Рогу организовали и исполнили покушение на Наталью Витренко. Якобы Владимир Иванченко бросил в нее боевую гранату, в результате чего серьезно пострадали несколько людей. Сергей Иванченко в это время был помощником и руководителем криворожского штаба Александра Мороза — основного соперника Леонида Кучмы на президентских выборах.

На следующий день, 28 января, пресс-служба Криворожского ГУ ГУМВД Украины в Днепропетропетровской области предоставила съемку с видеорегистратора автомобиля ГАИ, преследующего ВАЗ 2170 «Калина», в которой ехал Сергей Иванченко и его спутники.

«Зафиксированные на видео события не дают оснований принять версию о том, что Сергей Иванченко хотел совершить самосожжение. Однако следствие по данному делу продолжается», - отметили в пресс-службе Криворожской милиции.

Что касается усиления охраны здания на площади Советской,1, то глава пресс-службы Криворожского горисполкома Ирина Герасименко сообщила, что инцидент с попыткой поджечь вход в горисполком не повлиял на работу мэрии. Охрана осуществляется в штатном режиме сотрудниками Муниципальной гвардии.

А выводы из всего сказанного таковы. Восток и юг страны сковал страх. Этот страх появился в кабинетах власти и был передан в массы, как вирус. Только природа этих страхов – разная. Все как в новом фильме «Вий»: местные князьки, погрязшие в коррупции и откатах, придумывают страшилки для толпы – пугают народ чудищем, которое оказывается овечьей шкурой. Паника на Юге и Востоке страны, беспрецедентные меры безопасности при отсутствии реальной угрозы (ведь именно эти регионы дают наибольшее количество голосов за Партию регионов на выборах) говорят о том, что власть на местах сильно не уверена в себе и боится потерять свою вотчину. За воинствующими речами местечковых лидеров стоит не решимость дать отпор «врагу», а трусость и боязнь потерять все, что «нажито непосильным трудом».

 Видимо, были правы те лидеры столичного Майдана, которые говорили, что переносить революцию в регионы – не самое лучшее решение. Безусловно, акции неповиновения в городах Украины нанесли удар по режиму Януковича, но отнюдь не сокрушительный. В западных областях все прошло спокойно, но бессмысленно. Целью протестующих было свержение власти. Однако, что делать, в случае, когда власть перейдет к ним, они не знают. Потому захваченные ОГА и превратились в филиалы Майдана, где можно ночевать, петь и организовывать кафе. Безусловно, высокое самосознание народа, сбрасывающего оковы режима, восхищает и захватывает. Но не более того. Формально власть осталась в руках той же команды.

В центральной части страны попытки захвата административных зданий привели к кровопролитию. На востоке и юге - к усилению паники среди чиновников, которые постарались посеять ее и среди народа. В итоге раскол между востоком и западом только усилился.

Радует в этой ситуации только то, что пока это противостояние носит больше декларативный характер.

И по-настоящему трэшевые сценарии остаются только в воспаленных мозгах идеологов, как с той, так и с другой стороны. На восток не плывут на лодках отряды «бандеровцев», а на запад не едут бронированные автобусы с шахтерами.

Главное, не нарушить это хрупкое равновесие.

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...