«Реквием» Ллойд-Уэббера прозвучал в Харьковской филармонии

Лучшая современная классическая композиция 1986 года – «Реквием» Эндрю Ллойд Уэббера, спустя четверть века впервые была представлена в Харькове. Радует, что в этот вечер зал Харьковской филармонии явно был мал для всех желающих услышать неординарное сочинение – каждая колонна была окружена студенческой молодежью, а в проходах стояли приставные стулья. Такой аншлаг собирает не каждый гастролер. Видимо, давно публика ждала от филармонии премьеры нового интересного произведения! И сюрпризы не заставили себя долго ждать.


Всем хорошо известный английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер – автор нашумевшей рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда», мюзиклов «Кошки», «Призрак оперы» до сих пор пользуется ошеломляющей популярностью, что довольно нетипично для современной ситуации в музыкальном искусстве. Хотя, нередко, именно Э.Л. Уэббера относят к композиторам «легкого» жанра, его музыка проста в восприятии, каждая мелодия кажется заразительной и потому особый резонанс вызвало появление в его творческом наследии такого глубокомысленного и концептуального произведения как «Реквием».

Традиция жанра Реквиема уходит в глубь веков, в средневековую католическую Европу, где возникла необходимость в создании специальной траурной музыки, предназначенной для заупокойной службы. Тогда же и был закреплен обязательный латинский текст Реквиема и, следовательно, четкая структура и содержание частей. Тем не менее, в таких жестких рамках, гениальным композиторам удалось создать потрясающие шедевры – вспомним В.А Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза. Однако возникает вопрос – какую лепту привнес в жанр Реквиема Э.Л. Уэббер?

Во-первых, композитор бережливо отнесся к каноническому тексту и ввел лишь одно дополнение – часть «Pie Jesu» («О милосердный Иисус»). Во-вторых, обогатил инструментальный состав оркестра, добавив ударную установку и синтезатор. И, наконец, самое шокирующие нововведение – это современный музыкальный язык его Реквиема, в котором можно уловить не только джазовые ритмы, но и интонации поп-музыки. Безусловно, после таких экспериментов имя Э.Л. Уэббера стало одним из самых.

Сегодня, в музыкальной практике, Реквием Э.Л. Уэббера исполняют гораздо реже, чем он того заслуживает. Причина тому – исполнительская сложность, которая требует слаженности звучания и технического совершенства. Следовательно, для Харьковской филармонии исполнение этого произведения стало определенным испытанием своих сил и возможностей. С присущим азартом и, даже, некоторой дерзостью маэстро Янко дирижировал премьерой, однако волнение всех участников действа невольно передавалось залу. При всем блеске и яркости исполненного Реквиема Э.Л. Уэббера, ощущалась некоторая суетливость, нервозность и, даже неуверенность. Безусловно, грех критиковать совсем юных исполнителей – они только делают свои первые шаги и выступление на столь крупной сцене в качестве солистов – это колоссальная ответственность и необычайно волнительный эпизод в их жизни. К тому же, партия дисканта ничем не уступала сложнейшим мелодиям профессионалов – сопрано и тенора, потому юным хористам из школы-десятилетки – Артему Новикову и Владимиру Агафонову пожелаем набираться смелости и расти профессионалами своего дела.

Невозможно обойти вниманием «взрослых» солистов. Потрясающе исполненная тенором Александром Бондарчуком, хором и оркестром «Hosanna» («Славься») произвела неизгладимое впечатление. Бесспорно, это один из самых сложных в ансамблевом отношении номеров Реквиема. Синкопы, ритмическая сбивчивость, акцентность, имитации у разных голосов и инструментов – все это усиливает экспрессивность, и вот уже сам Юрий Янко пританцовывает за дирижерским пультом и мы вместе с ним проникаемся этой темпераментностью, страстностью и пылкостью. Конечно, не обошлось здесь и без традиционных валторновых «кикс», но опять же, не будем слишком притязательны – уверена, что следующая «Hosanna» прозвучит безукоризненно и с тем же воодушевлением!

Многие меломаны с предвкушением ждали одну из самых известных частей – арию сопрано и дисканта «Pie Jesu», исполненную музыкантами еще и «на бис». Ее трогательная мелодия в сопровождении органа-синтезатора действительно потрясает своей нежностью, возвышенностью на фоне мрачных предыдущих частей. Надежде Юрко особо удается проникнуть в содержание исполняемой ею музыки, что ни говори, а молодая солистка филармонии знает как достучаться до сердец слушателей!

Весь Реквием построен на контрастах и, вослед медленным разделам внезапно, заставляя подчас вздрагивать, начинаются быстрые, действенные. Поэтому забавно было наблюдать за публикой – в умиротворенных частях музыкантам аккомпанировал скрип «акустических» сидений зрителей, а при очередном неожиданном громыхании ударных перепуганная публика оживлялась и начинала активно переглядываться. Очевидно, что задумкой композитора было достичь эффекта неожиданности и, оркестр с успехом справился с этой задачей.

Хуже было в одной из самых драматичных частей – «Dies irae» («День гнева»), где повествуется о дне Страшного Суда. Излишняя поспешность и суетливость сделала свое дело – хористы были заняты скоростным переворачиванием страниц в своих партиях, а оркестр тем временем совершенно самостоятельно занимался выигрыванием сложных пассажей.

Потому, когда в конце части дисканты вступили с темой «Requiem Aeternam» («Вечный покой»), которой открывалось произведение, слушатели вздохнули с облегчением – «День гнева» миновал.

В целом, если отбросить несущественные погрешности, которые вполне закономерны при первом исполнении столь сложного произведения – премьера Реквиема Э.Л. Уэббера удалась на славу! Слушатели не спешили в гардероб за своими вещами и устроили шумные овации музыкантам. Поэтому, хочется верить, что потрясающее произведение Э.Л. Уэббера еще не раз прозвучит в Харьковской филармонии, а «Hosanna» станет неотъемлемой частью Хит-концертов, чтобы все больше слушателей смогли познать истинный катарсис.

Автор: Ольга Шубина

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов

Курс валют от Obmenka.kh.ua
Покупка
Продажа
USD
26,20
26,26
EUR
30,55
30,70
RUB
0,408
0,411