• Головна
  • Харьковчанина Максима Ястремского в Турции осудили на 30 лет за интернет-мошенничество
13:51, 21 жовтня 2010 р.

Харьковчанина Максима Ястремского в Турции осудили на 30 лет за интернет-мошенничество

Родители парня ищут справедливости в Европейском суде

Турецкая полиция задержала Максима Ястремского в июле 2007 года на курорте в Кемере.

- Он поехал туда отдыхать с приятелями и своей девушкой Евгенией. Один из приятелей - Максим Турчак, гражданин Израиля.Все ребята работали вместе в харьковской строительной фирме, - рассказывает отец Максима Леонид Ястремский. - Все случилось на третий день их пребывания в Турции. Ребята возвращались с пляжа, и уже у входа в отель их ждала полиция. Всех, кроме моего сына и Максима Турчака, через несколько часов отпустили. О том, что произошло, нам сообщила девушка Максима. То, что она рассказала нам по телефону, звучало настолько нелепо, что поверить в это было невозможно – она сказала, что их задержали по подозрению в терроризме.

Согласно официальной версии, арестовали парней по распоряжению американских спецслужб: Максим Ястремский и его приятель якобы уже 6 лет находились в международном розыске.

Их подозревали в связях с Аль Каидой, а конкретно в причастности к терактам 11 сентября: парни якобы продавал террористам данные об авиабазах Пентагона.

- Когда Максима задержали, в 2007-м, ему было 24 года. Получается, если верить обвинению американцев, он продавал данные террористам, когда ему было всего 18 лет! Мог 18-летний парень из Харькова стать виновником терактов 11 сентября в Америке? Как можно поверить в этот бред? – возмущается Леонид Степанович.

Спорные вещдоки

Через несколько дней подозрения в пособничестве мировому терроризму турецкие следователи и американские спецслужбы признали ошибкой. Максима Турчака депортировали в Израиль. Между тем, Максиму Ястремскому предъявили новое обвинение – в краже со счетов клиентов американских и турецких банков $11 млн.

- Единственным аргументом в пользу этого обвинения было то, что в номере, где остановились ребята, полиция нашла два ноутбука. На одном из них якобы была база данных этих банков, - говорит Леонид Степанович. – То, что операционная система на иврите, которого мой сын не знает, следствие не смутило. За Максима Турчака вступилось израильское консульство: они своих граждан в беде не бросают – и парня отпустили на третий день после задержания. А наш Максим оказался козлом отпущения, на которого повесили чужие преступления, - уверен Леонид Ястремский.

То, что до поездки в Турцию у Максима Ястремского не было доступа к злополучным ноутбукам, подтверждает и Максим Турчак, живущий сегодня в Израиле. Для Европейского суда парень дал об этом нотариально заверенные показания.


- Я говорил об этом и в полицейском участке, и в прокуратуре Анталии, но турецкие власти не обратили на это никакого внимания. Потом, уже в Израиле, я не раз ходил в посольство Турции, чтобы повторить эти показания, но меня туда даже не пустили, - говорит Максим Турчак.

«Убийцам – и тем дают втрое меньше»

В январе 2009-го суд Анталии приговорил Максима Ястремского к 30 годам тюрьмы. В обвинительном заключении фигурировали гораздо меньшие суммы, якобы украденные им с банковских счетов: вместо $11 млн – $25 тыс. Потерпевшими по делу были признаны клиенты 12 турецких банков.

- По турецкому законодательству, максимальный срок за такое преступление – даже если поверить, что Максим его совершал, - 2,5 года. Но прокурор 2,5 года умножил на 12 – количество якобы пострадавших банков, и получилось 30 лет. Это феодальные порядки! С Максимом сидят преступники, которым за убийство дали по 10 лет – втрое меньше! Эксперты, к которым мы обратились в Турции, сделали экспертизу и пришли к выводу, что взлома банков не было.
Взломали терминал, который находится в торговом центре в США и через который делали покупки клиенты турецких банков. Но для того, чтобы совершить этот взлом, надо было присутствовать в Америке – сделать это на расстоянии физически невозможно. Мой же сын в Америке никогда не был! Но суд не принял во внимание даже это заключение своих же экспертов. Судья на последнем заседании сказал: «В Америке за такие преступления дают 10 лет, а чем мы хуже Америки?»- рассказывает Леонид Степанович.

Искать правды можно не один год

Последний раз отец виделся с сыном в ноябре прошлого года. Тогда им дали получасовое свидание. Мужчина вспоминает: несмотря на страшный приговор, Максим держался бодро – надеялся, что Верховный суд Турции рассмотрит апелляцию, в деле разберутся и его наконец отпустят.

- Приговор оставили без изменения, апелляцию рассматривали даже без нашего адвоката. Сказать, что для нас с женой это большой удар – не сказать ничего. У Максима давно сдали нервы. Даже здоровый человек такое вряд ли выдержит, а у него – врожденный порок сердца. Я все эти годы добиваюсь, чтобы ему хотя бы разрешили сделать УЗИ, нормально обследовали, но и этого администрация тюрьмы не разрешает. Я уверен: турки хотят сгноить моего сына в тюрьме – он умрет, и тогда не надо будет разбираться, законно ли его арестовали. И главное – турецкие власти сделали из него чуть ли не самого матерого в истории человечества интернет-мошенника, и то, что его посадили – турки записали себе в достижения. Теперь признать, что он не виноват, они не могут – это удар по имиджу страны, - считает Леонид Ястремский.

Сколько денег ушло на поездки в Турцию, адвокатов и судебные издержки, Ястремские не считали: говорят только, что семье пришлось продать свой бизнес.

- Мы старались использовать любую возможность, чтобы получить свидание с сыном – чтоб он чувствовал поддержку.
Моя жена и сейчас в Турции, но уже почти месяц ей видеться с сыном не дают – администрация тюрьмы вдруг начала требовать подтверждение их родства, - недоумевает Леонид Ястремский.

Многочисленные обращения в МИД, посольство Турции и украинскому омбудсмену результатов не дали, утверждает мужчина. Сейчас семья надеется только на Европейский суд. На днях в Страсбурге приняли их жалобу, но когда будет рассмотрено дело – неизвестно: на это может уйти несколько лет.

Между тем

Экстрадиция невозможна

Родители Максима Ястремского добиваются если не отмены наказания, то хотя бы экстрадиции сына в Украину. Турецкая сторона считает это невозможным:

- Этот человек совершил преступление, и, согласно турецкому законодательству, он признан виновным. По той информации, которую мы получили, пострадали несколько турецких банков и много граждан, - говорит заместитель посла Турции в Украине Озгюр Арслан.

Кстати

Украинских хакеров задерживают регулярно


6 октября СБУ отрапортовала о ликвидации международной хакерской группировки, в которую якобы входили и 20 украинцев. Кроме наших силовиков, в задержании участвовали их коллеги их США, Британии и Нидерландов.

По версии правоохранителей, хакеры воровали данные о картах клиентов американских и европейских банков и присвоили таким образом около $40 млн.

В мае этого года в аэропорту Дели американские спецслужбы задержали украинца Сергея Сторчака. Нашего программиста, известного в сети под псевдонимом Фидель, ФБР также обвиняет в краже данных c банковских карт по всему миру.

Американские власти заявили, что украинец был участником международной группы интернет-мошенников, в которую входило 11 человек.

В августе этого года во Франции по запросу американских спецслужб был арестован еще один украинец – 27-летний Владислав Хорохорин. Его тоже задержали в аэропорту, по пути из Ниццы в Москву.

По данным американских спецслужб, он воровал данные о кредитных картах граждан США. Если вину парня докажут, ему грозит 12 лет тюрьмы и штраф до $250 тыс.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...