Опасность обвала и тоннели под реками: как стоили Харьковский метрополитен (ФОТО)

В начале 1960-х Харьков – один из крупнейших индустриальных центров страны – продолжал бурно развиваться, росло его население, увеличивалась численность работающих на предприятиях, в организациях, научно-исследовательских институтах, пополнялись ряды студентов и  учащихся.

Именно в это время все острее стала ощущаться транспортная проблема. В ноябре 1962-го население города превысило один миллион человек.

Троллейбусов, трамваев и автобусов в городе не хватало, а пропускная способность улиц была на пределе. Поэтому перевозка людей к местам их работы превращалась в головную боль для городских и областных властей.

Необходимость строительства метрополитена в Харькове назрела и была озвучена на заседании Верхов­ного Совета СССР 12 декабря 1962 года депу­татом Н.А. Соболем.

Мысль о сооружении метро в Харькове овладела не только жителями растущего города, но и его руководителями.

Основным «локомотивом» нового дела был Г.И. Ващенко (в то время – первый секретарь Харьковского обкома КПУ). Благодаря его личной настойчивости и инициативе, транспортная проблема города была рассмотрена на всех уровнях власти.

Однако, результатом многомесячных обсуждений и поручений партийных, республиканских и всесоюзных инстанций стало задание на проектирование в Харькове скоростного трамвая.

Началась бурная работа специалистов-транспортников для того, чтобы доказать необходимость строительства именно метрополитена. Итогом борьбы харьковчан за свой город стало разрешение разработать в 1966-м проектное задание на строительство в Харькове первой очереди метрополитена – от Южного вокзала до плиточного завода. Ее протяженность должна была составить 20 километров. На линии метрополитена предусматривалось построить 13 станций в основных пассажиро-образующих пунктах.

Генеральным проектировщиком назначили институт «Метрогипротранс», главным инженером проекта стал Н.Н. Бычков.

Технические сложности сооружения ранее намеченной трассы стали очевидны уже в самом начале проектирования. В ходе изысканий оказалось, например, что толща глин в районе Южного вокзала настолько маломощна, что при производстве работ нет гарантии сохранения такого важного железнодорожного узла как «Харьков-Пассажирский». Поэтому было решено трассу метрополитена продлить в сторону Холодной Горы, сделав конеч­ную станцию там.

В 1967-м Метрогипротранс разработал проектное задание на строительство в Харькове пер­вой очереди метро в двух вариантах: совмещение городских и пригородных пассажирских перевозок (то есть выход поездов метро на пригородные участки Харьковского железнодорожного узла) либо обеспечение только внутригородских пассажирских перевозок.

В случае принятия первого варианта пред­полагалось использование нового, тогда еще не существовавшего подвижного состава. А вариант внутригородских перевозок предполагал ис­пользование подвижного состава из уже существующих метрополитеновских вагонов типа «Е».

Итогом технического и экономического анализа двух вариантов стало решение о строительстве в Харькове метрополитена в его классическом виде, то есть том, который мы видим сейчас.

23 октября 1967 года было утверждено проектное задание на строительство первой очереди метро.

Метрополитен в Харькове был объявлен всенародной стройкой, в которой принимали участие ведущие промышленные предприятия не только Харькова, но и всей страны.

С июля 1968 года началась активная работа, как по разработке  проектной документации, так и по подготовке строительства метрополитена в Харькове. В наш город прибывают опытные специалисты из Киева, Баку, Красноярска, проходчики и строители из Донбасса и Подмосковья. При участии иногородних проектантов сформирован институт «Харьковметропроект».

Задумка Харьковского метро получала все более четкие очертания.

img_14072015_2

Первый пусковой участок состоял из линии протяженностью 10,4 км, восьми станций: «Улица Свердлова» (сейчас – «Холодная гора»), «Южный вокзал», «Цен­тральный рынок», «Советская», «Проспект Га­гарина», «Спортивная», «Завод имени Малышева», «Московский проспект»), электродепо и Управления метрополитена.

15-го июля 1968 года на улице Славянской, неподалеку от Южного вокзала, были начаты строительные работы.

На этом месте собрались тысячи харьковчан. В торжественной обстановке был вынут первый штык земли, затем – первый экскаваторный ковш, наконец отошла первая машина с землей. Работа закипела.

img_14072015_3

В течение следующих семи лет строительство метро в Харькове не останавливалось ни на минуту и было объектом постоянного внимания горожан. Люди ждали метро.

Работа велась в очень сложных условиях. Приходилось преодолевать плывуны, прокладывать тоннели под реками Харьков и Лопань, под зданием Южного вокзала и двумя десятками магистральных железнодорожных путей, под густонаселенными городскими кварталами, насыщенными подземными коммуникациями.

img_14072015_4

С начала строительства на первом пусковом участке было пройдено более 23 километров тоннелей, вынуто свыше 1,3 миллиона кубометров грунта, уложено 190 тысяч кубометров монолитного и сборного железобетона, проложено бо­лее 22 километров путей.

20 июня 1975 года уложены последние метры постоянных путей в тоннелях.

25 июля 1975 года закончен монтаж контакт­ного рельса.

30 июля 1975 года – прошел первый пробный поезд.

21 августа 1975 года Государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого участка первой линии Харьковского метрополитена с общей оценкой «отлично»!

22 августа 1975 года первый участок Харьковского метрополитена был введен в эксплуатацию и принял пассажиров.

img_14072015_6

Шестой в стране, второй в Украине, первый среди областных центров – Харьковский метрополитен вступил в строй действующих. Он обеспечивал соединение железнодорожных и автобусных вокзалов, административных, культурных и торговых центров города с крупными промышленными предприятиями.

Незадолго до пуска начал складываться и коллектив эксплуатации метрополитена. 1 июля 1974 года создано управление Харьковского метрополитена, специалисты которого обеспечили пусконаладочные работы, приняли на баланс 21,8 километра подземных путей, тяговые и понижающие подстанции, организовали приемку и обкатку первых 25 вагонов.

Руководителем эксплуатационного управления Харьковского метрополитена стал Николай Яковлевич Бессонов, главным инженером – Леонид Иванович Вставский.

img_14072015_7

Безотлагательно была начата подготовка кадров для эксплуатации самого различного профиля – машинисты электропоездов, машинисты эскалаторов, монтеры пути, тоннельные рабочие, электромеханики и электромонтеры, дежурные по станциям и другие специалисты.

Но это уже внутренняя работа метрополитеновцев, но главное, что с 22 августа 1975 года Харьковский метрополитен уже начал перевозить пассажиров

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать