Финансовый Оскар
“Экономика начала выздоравливать, и для ее роста необходимо финансирование”, — отмечает Елена Малинская, председатель правления Банка Кредит Днепр
Банк Кредит Днепр стал одним из победителей в номинации "Стабильный партнер" XIX ежегодного конкурса "Финансовый Оскар", который проводит деловой еженедельник "Бизнес" по итогам работы за прошлый год. Эта номинация присуждается за способность обеспечить стабильную и качественную работу, а также сохранить отношения с клиентамив экономический и политический кризис. О приобретенном за прошедший непростой для банковского сектора год опыте и будущем развитии финансового обслуживания украинского бизнеса – в интервью главы Банка Кредит Днепр Елены Малинской.
— Каковы последние тенденции в секторе корпоративного банкинга?
— Развитие корпоративного банкинга традиционно зависит
от ситуации в экономике страны. И в последние несколько месяцев динамика экономических показателей дает основания для осторожного оптимизма.
Например, объемы промпроизводства за январь — апрель текущего года увеличились почти на 4%, строительства — более чем на 8%, розничной торговли — на 2,5%.
Международные рейтинговые агентства меняют прогнозы для Украины, в частности для ее финансового сектора, с “негативного” на “стабильный”. Думаю, все заметили стабилизацию на валютном рынке. И тут не стоит недооценивать влияние регулятора рынка.
Монетарная политика НБУ оказалась действенной и смогла вернуть гривню на более уверенные позиции. Постепенный рост международных резервов Нацбанка, который только в последние пару месяцев выкупил $1 млрд, позволяет проводить либерализацию валютного рынка, смягчая административные меры.
Такое равновесие на валютном рынке и умеренная денежно-кредитная политика НБУ способствуют стабилизации цен. Замедляются темпы инфляции: по состоянию на апрель она составляла 5%, что в целом соответствует заявленным ожиданиям по ее росту в 2016 г. на уровне 12%.
Экономика начала выздоравливать, а это означает, что для ее дальнейшего роста необходимо дополнительное финансирование. Но именно в этом и заключается основная проблема. Внешний инвестор пока не готов заходить в Украину по понятным причинам: война, коррупционная составляющая практически во всех сферах, медленное проведение реформ.
Остаются внутренние доноры — банки, у которых просто нет возможности выделять бизнесу “длинные” и доступные кредиты, как в докризисное время.
Не оправившись от кризисов прошлых лет, не решив проблемы с недобросовестными заемщиками и просто впечатляющей долей проблемных активов в системе, которая сейчас достигает почти 50%, не дождавшись необходимых законов о защите прав кредиторов, а также учитывая все еще высокую стоимость привлечения ресурсов, не стоит рассчитывать на скорое восстановление полноценного кредитования в Украине.
— Кредитование юрлиц — каковы динамика и насущные проблемы в этом сегменте?
— Из более чем 100 действующих украинских банков бизнес кредитуют не более двадцати. О восстановлении рынка кредитования говорить пока рано. У банков нет “длинных” ресурсов и возможности их привлечения ограничены.
В условиях колоссального оттока средств из банковской системы в прошлом году финучреждения были вынуждены восстанавливать свою ресурсную базу, соглашаясь платить за привлеченный ресурс — депозиты населения — по 25-27% годовых.
И хотя сейчас ставки по депозитам снижаются, они еще не достигли того уровня, который даст возможность восстановить активное кредитование.
При этом высокая стоимость привлеченных средств — не основной фактор, ограничивающий возможности банков в части финансирования бизнес-проектов. Финучреждения сейчас не в состоянии быстро расчистить свои проблемные кредитные портфели.
Отсутствие законодательной базы, которая возлагала бы равную долю ответственности и на кредитора, и клиента, откровенное препятствование принятию таких законопроектов со стороны крупных заемщиков, многие из которых по совместительству являются представителями власти (например, непринятый законопроект №2286а), очень ограничивают наши возможности в части восстановления рынка кредитования.
Поэтому банкам сейчас проще и выгоднее зарабатывать на приобретении депозитных сертификатов НБУ, чем инвестировать в развитие экономики. Но мы же понимаем, что от этого никто не выиграет — ни финансовая система, ни экономика.
— Назовите основные из немногочисленных проектов, которые банки сейчас готовы финансировать.
— Важное изменение, которое произошло за последний год, — это переориентация финучреждений на партнерство с представителями малого и среднего бизнеса. Особенно это касается производственных компаний.
Потенциально именно эта категория клиентов в будущем сможет стать драйвером экономического развития, как это происходит в ведущих мировых экономиках. Кроме того, что не менее важно, это поможет банкам диверсифицировать свои кредитные портфели, предотвращая возможное повторение ситуации 2014-2015 гг.
Раньше заем одному крупному клиенту мог составлять большую часть портфеля. В итоге это и привело к коллапсу в банковском секторе. Кроме того, в противовес сегменту малого и среднего бизнеса крупные компании, как правило, и так сильно закредитованы.
Среди отраслей, вызывающих наибольшую заинтересованность банков, конечно же, остаются наименее подверженные внешним и внутренним шокам и способные генерировать прибыль даже в кризис. Это АПК, производство, торговля и активно растущий IT-сектор.
— Какие отрасли рассматриваете для своего банка как наиболее перспективные?
— Наш банк серьезно нацелен на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности небольших агропроизводителей. Мы разработали и внедрили различные программы финансового обслуживания, безресурсного финансирования и кредитования полного производственного цикла.
Начинаем внедрять различные партнерские программы кредитования на модернизацию и переоборудование техники. При этом речь, конечно, идет о “коротких” кредитах. Также сейчас рассматриваем и варианты поддержки представителей IT-индустрии.
— Можно ли говорить о существенном переделе корпоративного рынка в связи с закрытием многих банков?
— Да, именно так и произошло. И ситуация довольно продолжительное время складывалась не в пользу банков с украинскими капиталами. После банкротства десятков финучреждений клиенты по большей части выбирали банки с иностранными (западными) акционерами.
Также серьезную долю корпоративного сектора получили госбанки. В некоторой степени позиция корпоративных клиентов понятна: видя или становясь жертвами банкротств финансовых структур, они делали ставку на стабильность, которой ожидали от наличия западных собственников, или “нерушимость” государственных структур.
Но я уверена, что после окончательной очистки банковской системы, которая находится на завершающем этапе, все банки будут на равных позициях. Мы верим в честную конкуренцию.
С рынка ушли банки, которые его просто “пылесосили”, собирая ресурс у населения исключительно для финансирования компаний своих собственников. Поэтому теперь освободится больше доступного ресурса для финансирования реального сектора экономики.
— Что удерживает клиента-юрлицо в банке, что позволяет отвоевать клиентов у конкурентов?
— Как добиться лояльности клиента? Считаю, что для этого необходимы несколько составляющих. Одна из них — открытость, которая подразумевает не только достоверность раскрытия информации о деятельности банка, но и возможность помочь клиенту в ведении бизнеса. Нужно не побояться указать на возможные проблемы и недочеты, а также помочь найти эффективное решение.
Также независимо от внешней ситуации ни в коем случае нельзя позволять себе некачественно или не в полной мере выполнять свои обязательства перед клиентом или же отказывать в дальнейшей помощи. Репутацию и доверие, как правило, теряют только раз.
Поэтому даже в пиковые моменты финансового кризиса мы продолжали обслуживать растущие потребности существующих корпоративных клиентов, а для проблемных, но добросовестных заемщиков разрабатывали возможные варианты реструктуризации их долгов.
И наши клиенты высоко оценили такой подход. Это позволило не просто удержать существующих клиентов, но и продемонстрировать достойную для кризисного года динамику наращивания клиентской базы юрлиц.
Так, за прошлый год количество корпоративных клиентов (в том числе СПД) увеличилось более чем на 2,5 тыс., а с начала текущего года — еще более чем на 1 тыс., и сейчас в Банке Кредит Днепр ( Лицензия НБУ № 70 от 13.10.2011 г.) обслуживается более 12 тыс. представителей украинского бизнеса.
Источник: «Бизнес»