• Головна
  • Анна Журба: Рынок политконсалтинга в Украине сформирован, а спрос – нет
интервью
19:28, 19 лютого 2012 р.

Анна Журба: Рынок политконсалтинга в Украине сформирован, а спрос – нет

интервью

Сегодня не возможно представить современный мир без пиара. Явная или скрытая реклама окружает нас повсюду. Каков же он пиар изнутри? Об этом и многом другом мы говорили с известным в Харькове специалистом в области связей с общественностью, директором пиар-агентства «Профиль» Анной Журбой.

- Сколько Вы уже в пиаре? Отличается ли функция PR-специалиста у нас и, к примеру, в ближнем зарубежье?

- В журналистике я с 96-го года – сразу после школы работала в «Официальных ведомостях». В пиаре с 2004-го. Была аналитиком в областной партийной организации, именно тогда столкнулась с тем, что мне наиболее интересно – с политическим пиаром. Сначала я его анализировала, а потом занялась сама. С 2006 года я руководила пресс-центром «Статус-кво». С тех пор, собственно, и посвятила себя этому процессу.

Пиар у нас и за рубежом…Безусловно, отличия есть, особенно, если сравнивать с Америкой, Европой. Схемы, которыми пользуются там, не работают здесь. Связано ли это с авторитетом или еще чем-либо, тяжело говорить. Россия же далеко пошла вперед, нам есть чему поучиться. К сожалению, сейчас там политический пиар пришел в довольно замороженное состояние, в связи с особенностью их политического уклада, но даже тот уровень, на который они вышли, вызывает уважение. Конечно, неприятно осознавать, что наши политики порой предпочитают приглашать российских специалистов. В чем-то это, конечно, фетиш, но, в целом, они очень мобильны и эффективны. Принципиальное различие - это большее количество практики. Никто ведь не учится на чужих ошибках, только на собственных.  Хотя времени с момента наступления независимости прошло равное количество, у них насыщенность процесса была выше.

- Можете ли системно описать «Один день из жизни PR-агентства»?

- А дни разные бывают. Есть неудачный день – когда сидишь в офисе, заказов нет, общаешься с коллегами, обзваниваешь бывших клиентов…

Удачный день он, как правило, не нормирован, он никак не заканчивается, ты не выключаешь мобильный. Как сказал однажды Сергей Доренко: «Жизненно необходимо быть be connected». Все время анализируешь эффект от того, что было вчера. В удачный день всего намешано: работа с дизайнером, социологом, психологом, необходимо много читать... Подсчитано, что человек, который занимается мониторингом прессы, читает до миллиона знаков в день.

Нельзя заниматься только одним каким-то проектом, ведь он закончится. Нужен непрерывный процесс принятия решений. Тут уже необходима самоактуализация, с которой у многих плохо. Ведь если не придерживаться сроков – летит весь процесс. Тяжело, конечно, бороться со стрессом, свести всё и всех воедино: кто-то на что-то обиделся, кто-то проспал, кто-то опоздал и все происходит в последний момент.

- Как Вы боретесь со стрессом после напряженной работы?

- Снимаю стресс общением с близкими. Для меня семья – маленький мирок. У кого-то в этот круг входят все бабушки, тетушки. Я же интровертный человек в этом плане. Общение с семьей – то, что я считаю полноценным отдыхом.

- Какие Ваши самые гениальные идеи, прорывные вещи?

- Я бы не говорила о гениальных или прорывных, но очень горжусь организацией концерта в метро. Идея таким образом поддержать филармонию возникла внезапно. За два часа до начала я еще не знала, что все получится. Это то, что касается внешних проявлений.

С точки зрения профессионального роста, горжусь избирательной кампанией. Вдаваться в подробности, наверное, было бы некорректно. Но она приучила меня работать в жестком графике. И спокойнее относиться к деньгам. Теперь толерантнее отношусь как к нашим политическим партиям, так и к их приверженцам. Тут как с батончиками – кому-то нравится «Сникерс», кому-то «Марс». Я сама могу под настроение выбирать то один, то второй. Эта кампания научила меня здоровой паранойе. Начинаешь опасаться не людей, а некоторых их действий. Главное – не перегнуть палку, конечно.

Чем мне нравится политический пиар, так это тем, что виден конечный результат – реализовался ли человек так, как хотел? В коммерческом пиаре такого нет, там процесс более растянут. Кому-то, конечно, комфортнее так.

Часто говорят, что политика – грязь. Мне кажется, это спорный вопрос. В культуре много интриг, в коммерческом пиаре тоже много негатива. При желании в любом, даже добром и светлом деле можно найти грязь. Конечно, есть вещи, после которых я не стану работать с клиентом, но, в целом, толерантно отношусь к человеческим слабостям. Жизнь пройти – не поле перейти. Она ведь не черная и не белая. Есть много нюансов.

- По Вашему мнению, сформировался у нас в области, регионе рынок пиар-консалтинга? Какова его специфика?

- Однозначно да, и наши специалисты вполне конкурентоспособны. С зарубежными коллегами, все же, есть какой-то ментальный барьер. Ряд политиков привлекает специалистов из восточной Европы – эта культура нам более близка, конечно, чем запад, США.

Этот рынок у нас представлен от публичного консалтинга – общественных политологов, которые довольно часто выступают, дают оценку происходящему. Их точка зрения, озвученная в нужное время, очень даже может повлиять на ход событий. И до людей, которые делают никому не видимую работу. Но она феерическая – из ничего часто вырастают интересные вещи – те же палаточные городки.

У нас не сформирован спрос на этот рынок. Часто потому, что услуги хорошего специалиста дорого стоят и на этом пытаются сэкономить. А потом глубоко разочаровываются. Я могу это сравнить с покупкой обуви. Не пользоваться услугами профессионала так же нелепо, как, если бы вы купили плохую обувь в десять раз дешевле качественной, а после того, как она расклеилась, решили бы вовсе не носить обуви.

Конечно, в этой среде много проходимцев. Именно поэтому я считаю, что лучшая реклама – сарафанное радио. Никакие бигборды не расскажут о вас лучше, чем клиент.

Хорошие специалисты часто мотаются по миру, ведь клиент больше доверяет «варягам», никак не интегрированным в процесс, чем местной фирме. Представьте только, если я работаю в его интересах, а в конкурирующей фирме – моя подруга, с которой мы еще вчера пили шампанское. Конечно, и у меня, и у нее есть представление о корпоративной этике, но клиент предпочтет себя обезопасить.

- Что бы Вы охарактеризовали как образец успешного политпиара в ХХ веке?

- Не могу приводить примеры, это будет неполиткорректно. Например, то, что происходит в России, весьма интересно наблюдать. То оппозиционирование, которое происходит там сейчас между двумя лагерями – очень свежо. Исход, конечно, понятен, но сам факт происходящего очень интересен. Москва вообще столица креатива. Приятно то, что у них это происходит как-то беззлобно, играя, осторожно с точки зрения человеческих жертв. Например, события в Киеве в 2004 году были, по моему мнению, очень надрывны, напрягали.

- Расскажите интересный случай из профессиональной жизни.

- Все они интересны. Например, то, что в 10 вечера накануне концерта в метро была пустая платформа, а потом люди резко сошлись… Вообще, формат моей работы, как в фильме «День выборов», только в реальности.

- У Вас есть свой личный подход к работе?

- Пока не выработала своего подхода, еще учусь. В том числе, и у старшего поколения. Есть большие внутренние противоречия. Они касаются этических моментов в работе: работать на любого человека с деньгами или же исходить из того, что наша работа имеет высокий уровень социальной ответственности. Раньше к этим вещам относилась проще, а сейчас увидела, как наша деятельность влияет на жизни людей. Тяжело, если команда или, хотя бы, один ее член против личности клиента. Моментами я готова внутренне кричать «да какая разница!», а потом понимаю, что, наверное, потом стыдно было бы признаться, что я имела дело с этим человеком. Категоричность, в основном, касается людей старшего поколения, молодежь согласна работать с тем, кто пришел. Пока еще этот дуализм для себя не решила, когда это случится, наверно, и можно будет говорить о собственном подходе.

- Кому нужны услуги пиар-специалиста?

- Всем людям, которые работают на результат. Кинотеатр «Боммер» имеет цель продавать больше билетов и привлекать публику – им нужен пиарщик. У киоска, торгующего шоколадками цель – продавать больше товара, соответственно, и им нужен пиар-специалист. Да, здесь будет другой подход. Необязательно приглашать специалиста за миллион, но какая-либо пиар-кампания тут нужна. Это важно для людей, успех работы которых зависит от того, насколько они понравятся окружающим. Ученому не обязательно нравиться остальным, ему важно проводить исследования. Некоторым писателям это не нужно, для них главное – выражать свою мысль, творить. А тот, кто зависит от чужого мнения, нуждается в пиаре того или иного масштаба.

Анна Журба: Рынок политконсалтинга в Украине сформирован, а спрос – нет, фото-1

Анна Журба. Фото из личного архива

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...