«Совковый» Харьков: метро для народа, его же руками – кто на самом деле строил «подземку»

Мы продолжаем рубрику «совковый» Харьков, где рассказываем о былых временах города, когда еще существовал СССР. Интересные факты, события, люди и новости советского Харькова.

Нет такого харьковчанина, который не ездил бы в метро. Метро удобный, быстрый и довольно дешевый вид транспорта. В нем нет «пробок», получасовых задержек и всяких «передайте за проезд».  Вот такое удобное наследие оставил Харькову «Совок». Но как же так вышло, что в Харькове решили строить метро и как его делали, знает не каждый.

Началось все с миллионного харьковчанина, который и послужил причиной постройки метрополитена.  1 ноября 1962 года Харьков стал городом-миллионером и по негласным «совковым» стандартам мог рассчитывать на разрешение строить у себя метро.

Сказано – сделано, 15 июля 1968 года у Южного вокзала в торжественной обстановке был заложен первый ствол метрополитена. С этим событием началось строительство метро в городе.

В то время основное направление пассажирских перевозок проходило по оси города с запада на восток. Вдоль этого направления располагается большое количество промышленных предприятий, крупные жилые массивы, железнодорожные и автостанции, центр города. Трассу первой очереди метрополитена было решено проложить от Южного вокзала до завода «Электротяжмаш». Надо отметить, что первоначально станцию «Центральный Рынок» планировалось сделать в районе Благовещенского собора. Станцию « Площадь Конституции» планировали построить в районе ресторана «Центральный».

Однако позднее все же решили построить метро так, как харьковчане знают его сегодня.

«Своковый» Харьков: метро для народа, его же руками – кто на самом деле строил «подземку» (фото) - фото 2

Трассу продлили до района Холодной Горы и построили  там конечную станцию одноименную с названием района, станцию «Центральный Рынок» перенести ближе к самому рынку, а станцию «Площадь Конституции» к площади Тевелева (сейчас площадь Конституции, как и станция метро).

Стоит отметить, что «помогали» строить метро не только профессиональные рабочие, но и студенты харьковских вузов, учащиеся ПТУ и техникумов.

Такие вот «студенческие» бригады практиковались весь период строительства Метрополитена.

Так, «добровольный» труд харьковчан применяли и на второй линии метро, распоряжение о строительстве которой пришло от Совета Министров СССР 9 апреля 1976 года. Работы начали в 1977.

В целом любой горожанин мог угодить на стройку и «помочь» укладывать плиты, рельсы и выносить мусор. Также харьковские «активисты» выполняли и другую черную работу – копали котлованы и носили землю.

Опытные рабочие же в основном занимались бурением и прокладкой тоннелей.

Станции при «совке» назывались по-другому. Так "Метростроителей, имени Ващенка" была просто "метростроителей", «Центральный рынок» назывался «Коммунальный рынок», «Площадь Конституции» долго была «Советской», а до этого называлась «Центральной». «Холодная Гора» была раньше «Улицей Свердлова», «имени Александра Масельского» была «Индустриальной», а «Маршала Жукова» -  «Комсомольской». На Салтовской линии «Университет» был совсем не «Университетом», а «Дзержинской».

«Хитрость»  харьковского метро в "классическом треугольнике".  Эта схема позволяет делать лишь одну пересадку между всеми линиями.

6 мая 1995 года Государственная комиссия подписала акт о приеме в эксплуатацию первого участка третьей, Алексеевской, линии Харьковского Метрополитена.

В качестве подвижного состава в Харьковском метрополитене до сих пор используются как старые вагоны типов Еж3 и Ем508Т, так и более новые, моделей 81-717/714.

«Своковый» Харьков: метро для народа, его же руками – кто на самом деле строил «подземку» (фото) - фото 5

Эти вагоны используются до сих пор на Холодногорско-Заводской линии. Позднее в Харькове появились более новые поезда.

В итоге "Харьковский Метрополитен" насчитывал три ветки - Холодногорско-Заводская, Салтовская и Алексеевская . Всего - 26 станций.

После развала "совка" некоторые станции переименовали. Также харьковское метро увеличилось на три станции: "Ботанический Сад", "23 Августа" и "Алексеевская". На подходе еще одна станция "зеленой" ветки - "Победы".

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать