Живопись Александра Резниченко

27 мая в 16:00 в Выставочном зале Харьковского художественного музея состоится презентация персональной выставки произведений Александра Резниченко. В экспозиции будут представлены более 30 живописных работ мастера, созданных в 2002–2019 гг.

Александр Резниченко родился 31 июля 1968 года в Харькове. Первые шаги на пути художественного образования были сделаны в Лозовской детской художественной студии (1977–1978) и школе искусств в г.Лозовая Харьковской области (1978–1982). С 1983 по 1987 учился в Харьковском государственном художественном училище (преподаватели – Ю.И.Лямин, В.И.Высикайло). В 1993–1994 был вольнослушателем факультета живописи Харьковского художественно-промышленного института (преподаватели – А.М.Константинопольский, В.В.Сизиков). С 2002 – член Харьковской организации Национального союза художников Украины. С 1989 – участник всеукраинских и международных выставок в Харькове, Киеве, Москве, Бельгии, Франции, Германии и США. С 2002 участвует в деятельности творческого объединения «Буриме» и проекте культурно-художественной акции «Дорогами Васильковского: взгляд через века».

Картины художника Александра Резниченко легко узнаваемы. На выставках они обращают на себя внимание цветом, характером образов и особенностями живописного языка. Ключ к этому в убежденности художника в том, что искусство должно быть выше скучной повседневности, возвышать человека над прозой жизни.

Эфиры и мистрали... Эфир – понятие древнегреческой философии, которая обозначает самое тонкое первоначальное вещество, «квинтэссенцию» («пятый элемент», наряду с огнем, воздухом, землей и водой). Это особая божественная субстанция, которая гармонизирует все вокруг. Мистраль – холодный северный ветер, который дует на Средиземном побережье Франции. Он разгоняет облака, очищает воздух от пыли, после чего можно в деталях рассмотреть все вокруг. Именно прозрачность и чистота воздуха во все времена манила на Юг Франции живописцев, в частности импрессионистов. «Природа здесь такова, что начинаешь чувствовать, что такое Цвет», – писал в свое время Винсент ван Гог о Провансе. Романтические французские пейзажи стали источником вдохновения и для Александра Резниченко. Серия пейзажей «Французский Прованс» выполнена в присущем мастеру экспрессивном, свободном стиле, где каждый мазок на полотне равнозначен произнесенному слову. В работах этой серии мастер воплощает философскую теорию всепоглощающего эфира: нет ни неба, ни земли, ничего – только цвет и ритмически повторяющиеся волны («Ритмы розового», «Край поля» и др). Художник с чрезвычайной остротой чувствует гармонию цветов, их созвучия и контрасты. Подобно супрематистам, художник пытается освободить цвет и форму от любых зависимостей для того, чтобы они стали свободными живописными единицами, которые имеют свою собственную «жизнь». Эта серия – своего рода эксперимент художника в поисках цвета и ритма.

Тема «эфира» как категории, которая объединяет человека и природу, где реальность переплетена с фантазией, находит свое продолжение в серии «Аллеи» (2017). Художник активно использует орнаменталистскую технику, благодаря чему картина превращается в складной ребус, который интересно решать («Рождественские охоты»).

А.Резниченко по-особенному смотрит на простой мир вещей, находя в элементарном достойное живописи (серии «Подсолнухи» и «Ирисы»). Эти цветы привлекают художника своей красотой, теплом, цветом и неисчерпаемой энергией.

Полотна Александра Резниченко покоряют зрителя с первого взгляда, заставляют долго с ними жить и нескоро отпускают. Его картины хочется рассматривать снова и снова. Их пространство одновременно живописное и орнаментальное, цветовое исполнение мало кого может оставить равнодушным. Свой творческий путь художник начинал с больших сюжетных полотен на сказочно-фантазийную тематику. Нельзя предугадать, каким путем будет развиваться дальнейшее творчество А.Резниченко, но, оценивая уже сделанное им, убеждаешься, что новые произведения художника непременно будут интересны зрителю.