Из коллекции Харьковского художественного музея.

Харьковский художественный музей представляет живопись и скульптуру 1910-1970-х гг. из фондов отдела современного искусства. Экспозиция открывается произведениями 1920-30-х гг. - одного из самых интересных периодов в развитии отечественного искусства.

Процесс преобразования действительности, который начался после 1917 г., сопровождался активностью творческой интеллигенции. Характерная черта искусства 1920-30-х гг. - сосуществование самых разных направлений. В музее хранятся произведения, где более ощутимо реалистическое направление. В экспозиции отдела они представлены известными именами и высокими по художественному уровню работами. Это картины художников, чье творчество формировалось еще в дооктябрьский период, а также ряда молодых художников, прошедших реалистическую школу мастерства.

Выдающийся украинский художник С. Прохоров в произведении «Жницы» (1922) в новом образном ключе утверждает этические стороны работы, где мысли о красоте и величии оригинально переданы мастером через своеобразную интерпретацию иконописи. Представитель российской школы живописи К. Юон в полотне «Люди» (1923) в синтезе нового содержания и выразительной формы воплотил романтическое представление о труде свободных людей, переустраивающих не только Землю, но и Вселенную.

Портреты, экспонируемые в залах, олицетворяют яркие образы эпохи. Художник С. Герасимов представлен одним из лучших «Автопортретов» (1923), где через выразительность лица, позы, строгость колорита передан образ художника, полного созидающей воли. Портреты 20-х гг. отличаются разнообразием образного звучания. Это работа художника старшего поколения Д. Крайнева «Кадры» (1925), произведения С. Прохорова «Украинская девушка» (1925), «Женский портрет» (1927) Р. Пестрикова, Е. Лансере «Айсорка» (1924) и др . Но из общего ряда произведений оптимистического звучания, трагедийностью образа и остротой живописно-пластического решения отличается «Портрет сестры» (1918) малоизвестного художника Г. Шуриги. В работе, написанной в годы гражданской войны, автор выразил свою боль и тревогу по утраченной миром гармонии.

В экспозиции значительное место занимают пейзажи и натюрморты, которые в 1920-е и 1930-е гг. были лабораторией формирования нового мировосприятия. Например, работы выдающихся художников н. Бурачека, А. Рылова, А. Куприна, А. Шевченко, А. Симонова, А. Дейнеки, Р. Фалька, Л. Крамаренко и других мастеров. Их произведения привлекают глубиной мысли, блестящей живописью, большим диапазоном образного звучания от камерного до эпического.

В 1930-е гг. художники овладевают темами строительства нового государства, о чем свидетельствуют работы И. Шульги «Днепрострой» (1930 е гг.), «Центральный почтамт. Харьков» (1933), этюд-портрет П. Котова «Ударница завода «Красное Сормово» (1936) и др. К портретному жанру в тот период обращается известный украинский живописец П. Волокидин, создав галерею выразительных реалистических образов своих современников. Один из них - «Портрет Зои Гайдай» (1934-35), оперной певицы. С проникновенной реалистической подлинностью художник С. Беседин передал образ «Участника штурма Перекопа А.А. Макарова »(1936). Произведение М. Каплана «Девушка у окна» (1936) раскрывает выразительный обобщенный образ современника, передает духовную красоту молодежи с ее тягой к знаниям и стремлением обогатить свой внутренний мир. П. Кузнецов в полотне «Мать» (1936) превратил портрет в своеобразную картину с присущей автору поэтикой и декоративным характером живописи.

Своеобразием художественного мышления, авангардным направлением выделяются работы известного украинского художника Р. Сельского «Композиция с открытой дверью» (1930) и «Набережная Геля» (1931). Изображая предметы, художник исключает их из мира реалий и создает метафизические образы.

Скульптура 1910-30-х гг. представлена работами таких выдающихся мастеров, как Л. Блох, М. Манизер, Д. Шварц, И. Кавалеридзе, А. Страхов.

Искусство 1940-70-х гг. отражает эстетические предпочтения, которые были порождены общественно-политическими условиями того времени. Этот период в стране был насыщен важными событиями: война, послевоенное восстановление государства, демократизация общества в короткий период «оттепели». Все то время со всеми его особенностями нашло отражение в искусстве.

Большинство живописных работ выдающегося мастера исторической картины А. Константинопольского было посвящено войне. Произведение «Родная земля» (1957) художник задумал как народную эпопею, однако большое по размеру полотно он сумел решить жизненно правдиво, придав ему характер историко-жанровой картины. Правдивостью сюжета, теплотой образов она стала созвучной настроению людей, победивших врага. Защитникам Отечества посвящено полотно Б. Федорова «Утро танкистов» (1952-54). Жанровая основа картины, выразительность персонажей доносят живые образы того времени.

Искусство 1940-х гг. было наполнена не только пафосом борьбы и напряжения, связанных с событиями войны. Многие произведения того времени содержали радость жизни, умение почувствовать красоту повседневности, которое прослеживается в жанре пейзажа и натюрморта.

Пейзажи различны по настроению и образно-содержательному началу, о чем свидетельствуют произведения Е. Волобуева «Первый снег» (1940), Н. Ромадина «Весна» (1949), С. Шишко «Март» (1949). Каждый из лирических пейзажей наделен определенным оттенком чувства в восприятии природы.

Немногочисленные натюрморты 1940-50-х гг. наполнены свежестью и непосредственностью взгляда на действительность, они интересны яркостью чувств, высокой артистичностью исполнения. Это работы Л. Чичкана «Пионы», П. Кончаловского «Полевые цветы», А. Петрицкого «Цветы».

В конце 1940-х и в 1950-е гг. многих художников интересует частный быт, человек «вблизи», со всеми подробностями его предметного окружения. Именно тогда выдающаяся украинская художница Т. Яблонская написала полотно «В парке» (1949). Жанровая картина - песня в честь материнства. В ней нет развернутого сюжета, но она отличается мастерской режиссурой. Герои Яблонской типичны для тех лет, в каждом персонаже свой внешний облик, судьба, характер. Безграничной верой в жизнь и красоту простого человека полон портрет С. Беседина «Колхозница» (1959). Реалистическая манера письма и темпераментное цветовое решение воссоздают жизнелюбивый характер простой труженицы.

Временем поиска национального своеобразия для многих художественных школ страны стали 1960-е гг. Творческий путь Т. Яблонской в этот период развивается в ориентации на народное искусство, что ярко отмечено в ее этапном полотне «Свадьба» (1961). К народным образам в работе «Украинские куманцы» (1960) обращается и Т. Голембиевская. Ярким своеобразием отмечено произведение Л. Кабачека «Былые напевы» (1961). Вглядываясь в молчаливые лица женщин, зритель как будто чувствует мелодику самой песни, протяжной и печальной, рассказывающей о прошлом.

Портреты 1960-х гг. интересны и живописными достоинствами, и тем, что они раскрывают перед нами строй духовной жизни эпохи, как, например, в портрете «Гуцулка» (1960) закарпатского художника А. Коцки, «Автопортрет с отцом» (1969) Н. Вергун, где образ художницы и ее отца отражает единство поколений и духовную силу творческих личностей.

В экспозиции представлен ряд пейзажных полотен художников Закарпатья, произведения которых в 1960-х гг. олицетворяли своеобразную национальную школу живописи.

Живопись начала 1970-х гг. характеризуют различные тенденции. Однако ориентация на индивидуальное восприятие окружающего мира художника - вот что становится предметом пристального внимания искусства того времени. Об этом свидетельствуют работы выдающейся армянской художницы Л. Бажбеук-Меликян «Колхозница Цахик Тумасян» (1971), грузинского живописца Г. Агапишвили в произведении «Взбивание масла в Картли» (1975) и др.

Экспозицию периода 1940-70-х гг. украшают скульптурные произведения художников Западной Украины М. Тымкива, В. Свиды и известных харьковчан Л. Бетлиемской и Ф. Бетлиемского.