Здесь представлены театральные костюмы из фондов харьковских театров, сценографические макеты, эскизы декораций и костюмов.
Практика живого современного театра давно отвергла художника-ремесленника и провозгласила художника-творца. В харьковских театрах сегодня работают талантливые художники, создавшие образы для десятков спектаклей. Нынешняя презентация современных работ театральных художников дает уникальную возможность сравнить их эскизы с реальным воплощением на сценах театров.
Особое место занимает художник в театре кукол. Он не только находит образное цвето-стилевое решение, но и конструирует всю психофизику актера-куклы. Безусловное зрительское признание в последние годы получили спектакли Харьковского академического государственного театра кукол им. В. А. Афасьева во многом благодаря плодотворному тандему главного художника Натальи Денисовой (в экспозицию включены ее куклы, декорации и костюмы) и режиссера Оксаны Дмитриевой, а также эскизам и макетам Марины Кужелевой и Ирины Борисовой.
Сейчас задача художника-сценографа состоит не в том, чтобы обозначить место и время действия, а в том, чтобы создать новую модель мира. Каждый спектакль – это новый, отличный от нашего, мир со своими законами существования, разной мерой условности, иной логикой поступков и причинно-следственных связей. Этот мир задуман режиссером как автором спектакля, а художник призван помочь «увидеть» этот другой мир – визуализировать концепцию другой формы существования, а не только обозначить место действия и одеть актеров. Из всех разновидностей профессии художника сценограф, пожалуй, самая сложная. Это специалист, овладевший знаниями и навыками живописца, графика, зодчего, скульптора, инженера-конструктора, технолога, макетчика, осветителя. Главный художник Харьковского академического театра музыкальной комедии Тарас Шигимага – не только сам создает образы к спектаклям в театре музыкальной комедии, но и открывает этот мир юным талантам, преподавая в Харьковском художественном училище.
Театральные эскизы и макеты интересны тем, что имеют двойственную природу. С одной стороны, они всегда создаются для сцены, и только там обретают полноценное художественное воплощение. Но вместе с тем в них отражен законченный художественный образ, который дает представление о художественном замысле будущего спектакля. Удивительно, но то, что театральные художники называют эскизами, часто представляет собой полноценное живописное полотно, достойное зрительского внимания не меньше картин живописцев. Живописные эскизы декораций и костюмов к спектаклям Харьковского театра для детей и юношества представят художники Аркадий Чадов и Татьяна Пасечник.
Также представят свои работы на выставке мастер театрального костюма и главные художники Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко – Надежда Швец Харьковского государственного академического украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченка –Татьяна Медведь. В эскизах костюмов художника «Театра 19» Екатерины Колесниченко зрители смогут увидеть первоначальный росток образа, который затем актеры воплотили в спектакле.
Театр – искусство, которое не имеет права не быть современным, и жизнь требует постоянного поиска и обновления художественных средств. Актуальный смысл должен реализовываться в адекватной форме. Именно это стремится сделать художник и искусствовед Константин Зоркин, предложивший совершенно неожиданное решение для театра кукол. Постановочные и формотворческие достижения молодого поколения художников театра кукол Юлии Бабаевой и Алены Супрун отражаются в декорациях и куклах к спектаклям учебного театра Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского.
Справки по тел.: (057) 700-35-79.