Это выставка-путешествие главными магистралями истории украинской и мировой культуры. Остановки на событиях, которые повлияли на художественную картину мира ХХ века, например, психоанализ, конвейер, «теория относительности». Узловым пунктом осмысления эстетичных и стилевых программ определяется украинское культурное пространство от модерн Олеся и Вороного через Ренессанс 20-х годов и к альтернативной литературе Андруховича, Забужко, Желанная конца ХХ – началу ХХІ ст.
Наша неканоническая история про мир, мировую культуру и украинскую литературу 20 века начинается с рассказа про возведение башни. К XII Всемирной выставке в Париже французы решили удивить современников строительством самого высокого сооружения в мире - "эмблемы технических достижения XX столетия".
"И сказали: построим себе город и башню с верхом до неба и создадим себе имя, чтоб мы не рассеивались по всей земле" (кн.Бытия.11,4)
Так в 1889 году была построена Эйфелева башня - грандиозное сооружение без сакрального смыслы - символ мира, созданного человеком.
В XX веке формируется новый тип организации общества и мировоззрения - модернистический, с его интеллектуальными допущениями "возможных вариантов" миров. То есть мир есть таков, каким человек себе его представляет, и может быть таким, каким человек его сделает.
"Это первое, что они начали делать, и не оставят они того, что надумали делать. Потому сойдем вниз и помешаем там их язык, чтоб не понимали они друг друга" (кн.Бытия.11,6-7)
Заканчивается наша неканоническая история рассказом про разрушение башни, точнее двух башен Международного торгового центра в Нью-Йорке, которые были уничтожены в результате терракта 11 сентября 2001 года.
Выставка состоит из четырех разделов - четырех возможных вариантов мира, в которых представлена украинская литература периодов модернизма, Расстрелянного Возрождения, Союза писателей Украины и альтернативного творческого движения времен независимости нашего государства. Названия разделов позаимствованы из Святого Письма.
РАЗДЕЛ I. Числа: год 1889 - год 1913. Мир как художественное представление о мире.
Литература модернизма исходила из субъективного познания и осмысления мира. В украинской литературе растет интерес к личности, которая не мыслит собственной свободы вне национальной и государственной. Украинский модерн представлен творчеством: И.Франка, Л.Украинки, О.Кобылянской, М.Коцюбинского, Х.Алчевской, Г.Хоткевича, А.Олеся, писателей объединения "Молодая Муза", издания "Украинская Хата"
РАЗДЕЛ II. Цари: год 1914 - 1934. Мир как художественная мастерская.
Литература, по мнению футуристов, должна быть не способом познания жизни, а способом ее строительства. В 1914 году о себе заявили украинские футуристы, которые к 100-летнему юбилею Т.Шевченко "сожгли свой Кобзарь". Но эпатажному поведению помешала Первая мировая война.
За этот период наша страна пережила две войны, две революции и скоротечную независимость. Цари отрекались от престола, появлялись новые цари - строители "светлого будущего".
После октябрьской революции Харьков становится столицей Советской Украины, сюда съезжаются украинские писатели, которые провозглашают себя творцами новой украинской пролетарской культуры. Период представлен творчеством П.Тычины, В.Сосюры, Н.Хвилевого, С.Пилипенко, В.Подмогильного, М.Семенко, В.Полищука и других украинских писателей, которые входили в организации "Плуг", "Гарт", "Ваплите", ВУСПП, "Звено", неформальное объединение неоклассиков и другие творческие объединения.
Одновременно литература добровольно становится способом формирования советского мировоззрения, постепенно создается соответствующая мифологическая система, в которой писателя лишают возможности быть творцом - "личностью вольной профессии". В начале 30-х годов начинаются массовые репрессии и трагически заканчивается национальное культурное возрождение, большинство творцов которого расстреляют.
РАЗДЕЛ III. Судьи: год 1934 - год 2001. Мир как конвейер для производства продукции массового потребления.
Социальным фоном культурной жизни Украины и мира были тоталитарный "советский миф" и демократическая "американская сказка". Эти противоположные, на первый взгляд, мировоззрения, есть воплощением философии среднего класса, в них отражены идеалы и стремления сформированного в XX веке общества.
В 1934 году в Киеве во время массовых репрессий украинских писателей рождается Союз писателей Украины. Следующие полстолетия писатели будут иметь единую писательскую организацию, единое издательство, единое разрешенное творческое направление и единый потенциальный жизненный сценарий. Но не одинаковую судьбу.
Раздел рассказывает об официальной деятельности Союза писателей Украины и "неофициальное" творчество украинских писателей, в частности В.Стуса, И.Калинца, Л.Костенко, А.Заливахи, А.Горской - творческое и политическое подполье.
РАЗДЕЛ IV. Выход: год 1991 - по сей день. Мир как литературное арт-кафе.
В котором можно поситать книги современных украинских писателей О.Забужко, Ю.Андруховича, В.Герасимюка, И.Рымарука, А.Ульяненко, С.Жадана, Т.Прохарской, Ю.Издрика и многих других за последние 15 лет.
Это наш временной и пространственный вариант "открытого мира".
Наші спецпроекти8
ППансіонати для пристарілих
РРозміститися у довіднику
ММедичні центри
ВВійськторги
ММіські служби Харкова
ДДень Народження Дитини
ССпорт для дітей
ППриватні школи
ППриватні садочки
ООнлайн-школи англійської мови
Апокриф: тексты и судьбы украинских писателей на фоне социокультурных мифов ХХ века
Рецензія
Фільтри